Историческая справедливость восстановлена. По инициативе жителей и администрации Шлиссельбурга проведена исследовательская работа, в результате которой установлен День рождения Шлиссельбурга – 12 августа 1323 года.
Ореховецкий мир
Жители Шлиссельбурга многократно обращались к главе администрации города Н.В. Хоменко с просьбой, в соответствии с историческими материалами, установить истинную дату основания города. Не секрет, что в последние несколько лет День города отмечался 11 октября, памятуя о событиях 1702 года, когда крепость на Ореховом острове была освобождена от шведских захватчиков войсками Петра I.
Администрация Шлиссельбурга основательно занялась вопросом. Была создана рабочая группа по обсуждению даты основания города, в нее вошли авторитетные историки, музейные работники, краеведы, почетные жители и сотрудники администрации города.
Собрание рабочей группы состоялось 14 ноября 2017 года. Историки были единодушны в том, что Шлиссельбург и крепость Орешек – это единое целое, поэтому дата основания крепости может считаться датой основания города. Это значит, что Шлиссельбург основан в 1323 году.
13 декабря вопрос об установлении даты основания Шлиссельбурга вынесли на совет депутатов. Основываясь на мнении членов рабочей группы и исторических документах, народные избранники единогласно утвердили дату основания нашего города – 12 августа 1323 года. Это день заключения в крепости Орешек Ореховецкого мира – первого мирного договора об установлении границ между Новгородской республикой и Шведским королевством (Ореховец) после 30 лет военных действий.
Отныне 12 августа будет считаться Днем рождения нашего славного города.
Поздравляем!
Заслуги Петра I
С докладом по вопросу изменения даты основания Шлиссельбурга на совете депутатов 13 декабря выступила Татьяна Лоскутова, заместитель главы администрации города.
Татьяна Владимировна зачитала протокол собрания рабочей группы, высказывания историков и привела цитату из научного труда историка-краеведа XIX века Александра Томилина «Шлиссельбург»: «Шлиссельбург – уездный город Санкт-Петербургской губернии, находится на левом берегу реки Невы при устье, против крепости. Будучи основан в одно время с крепостью, город носил на себе имя сначала Орехова, потом Нотебурга и, наконец, в 1702 году получил название Шлиссельбург».
– Дата 11 октября 1702 года, которую мы отмечали как День рождения города раньше, не закреплена и не утверждена ни в одном документе. Просто так сложилось исторически, что День освобождения Нотебурга считался Днем рождения города. Практика, когда местные депутаты утверждают дату основания города, увеличивая ее, существует в России. На основании представленных данных, прошу вас принять историческое решение! – отметила Татьяна Лоскутова.
– Мы ни в коем случае не принижаем дату освобождения крепости Петром I. Это особенная дата и выдающееся историческое событие, но его нельзя считать датой основания города, – подчеркнул глава администрации Шлиссельбурга Николай Хоменко. – Что касается вопроса, почему эту дату не отмечали раньше, отвечу. Мы обсуждали этот вопрос с историками рабочей группы и пришли к заключению, что, наверное, таким образом стыдливо прятали те десятки лет, которые город был под властью шведов. Сегодня у нас есть полномочия восстановить историческую справедливость. И мы обязаны это сделать!
Говорят историки
Приводим цитаты экспертов, высказанные на собрании рабочей группы.
А.Н. Кирпичников, историк, археолог, автор книг «Древний Орешек» и «Крепость Орешек»:
– Относительно даты основания Шлиссельбурга все предельно точно и ясно. Здесь нет и не может быть никаких споров. Новгородская летопись сообщает, что в 1323 году был основан Орешек. Заключен был мир со Швецией. Это было политической акцией Новгородской республики. Началась история города.
Проводя раскопки, я убедился в величайшем экономическом, политическом, транспортном значении города. Это был дальновидный акт Новгородской республики: шаг навстречу Западу, шаг к отстаиванию морских путей, выхода к Балтийскому морю. Крепость на Ореховом острове стала ядром поселения, которое постепенно разрасталось: сначала заняло весь остров, потом перекинулось на берега Невы. Поэтому о дате основания города не нужно ничего думать. За нас уже летописец все сказал. Массив исторических данных о значимости Шлиссельбурга и с военной, и с гражданской сторон позволяет нам со всей ответственностью сказать, что грядущий юбилей – 700 лет – это общерусское явление, значимое, прежде всего, в идеологическом плане.
Адриан Селин, доктор исторических наук:
– Дата должна быть одна. Думать, что крепость была основана в один момент, а город – это нечто более позднее, значит, не соответствовать нашим представлениям об урбанистике. Это все равно, что считать, что 23 мая 1703 года – это дата основания не Петербурга, а Петропавловской крепости или даже Петропавловского собора. А границы города меняются все время, пока живет город. Существует много городов, которые также меняли свои названия и границы, например, Кингисепп. Поэтому, с точки зрения исторического сообщества, сомнений нет: крепость Орешек и город Шлиссельбург – это единое историческое пространство.
Петр Сорокин, кандидат исторических наук:
– В дате основания Шлиссельбурга нет никаких противоречий. Город развивался вокруг ядра, которым является крепость Орешек. На берегах Невы поселения появляются в более позднее время, хотя раскопок здесь практически не велось. Возможно, здесь удастся найти и предметы, относящиеся к более ранним периодам.
Мария ЛАЗАРЕВА
Фото
из открытых интернет-источников
Состав рабочей группы: Анатолий Кирпичников (археолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР), Адриан Селин (доктор исторических наук, профессор гуманитарной кафедры Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – высшей школы экономики), Пётр Сорокин (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, заместитель директора Северо-западного НИИ культурного и природного наследия, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции СЗНИИ), Юлия Дьякова (ст. научный сотрудник музея «Крепость Орешек»), Мария Валькова (директор Музея истории Шлиссельбурга), краевед Юрий Овсяников, почетные жители Шлиссельбурга, руководители учреждений, предприятий, представители администрации города, общественных и ветеранских организаций.
Как считают историки, Ореховецкий договор был первым соглашением Новгородской республики о «вечном мире» с соседней страной. Ранее международные соглашения столь высокого ранга на Руси не заключались. Следующий по времени договор о «вечном мире» России с соседней державой – Великим княжеством Литовским – датирован 1494 годом.
Ореховский мир (также Ореховецкий мир, Нотебергский мир) – первый мирный договор об установлении границ между Новгородской республикой и Шведским королевством. Заключён 12 августа 1323 года в крепости Орешек (Ореховец) после 30 лет военных действий. По Ореховскому мирному договору западная часть Карельского перешейка и соседняя с ней область Саволакс отошли к Шведскому королевству, восточная часть перешейка с Корелой (сейчас Приозерск) осталась в составе Новгородской земли. Впервые официально была установлена государственная граница между Шведским королевством и Новгородской республикой, проходившая от Финского залива по реке Сестре, на севере – до озера Сайма и затем на северо-западе– до берега Каяно моря.
Договор от новгородцев заключали князь новгородский Юрий Даниилович, посадник Алфоромей и тысяцкий Аврам. От Швеции были послы: Эрик Туриссон (в договоре именуется Герик Дюуровиц), Хемингер Эгишлесон (именуется в договоре Геминки Орисловиц), Петер Йёнссон (именуется в договоре Петр Юншин), пресвитер Ведмундер (именуется в договоре поп Вымундер). Кроме того, участвовали представители купцов с острова Готланд («с Готского берега») Лодвик и Федор. Имя 7-летнего короля Швеции Магнуса Эрикссона фигурирует в документе как Мануш Ориковиц.
По условиям договора, Новгород «по любви» отдавал Швеции три погоста в Финляндии – Саволакс, Яскис и Эурепя, которые уже 30 лет были захвачены и управлялись шведами. Новгородско-шведская граница делила Карельский перешеек вдоль, с юга на север, проходя по реке Сестре и далее по болотам, рекам и озёрам, вплоть до впадения реки Пюхайоки в Ботнический залив.
За новгородцами оставлялось право охоты и рыбной ловли на отходящих к Швеции угодьях (ловищах): шестью из них шведы и новгородцы могли пользоваться поровну, а ещё на двух угодьях новгородцам принадлежала одна шестая часть.
Для всех купцов устанавливался беспрепятственный проезд к Новгороду водою по Неве или сушею. Запрещалось строительство крепостей вблизи границы обеим сторонам.
Стороны обязывались выдавать друг другу перебежчиков: должников, беглых холопов и уголовных преступников. Запрещалась покупка шведами земель и угодий на приграничных новгородских территориях.
В случае нападения на Новгородскую землю третьих сил, из-за Нарвы, шведам запрещалось оказывать им военную помощь. При возникновении взаимных обид предусматривалось их решение мирными средствами.