Многим уже удалось посетить новый интерактивный музей – панораму «Прорыв». Но мало кто знает, что среди бойцов, ставших частью застывшей картины боя по прорыву блокады Ленинграда, есть и шлиссельбуржцы. В их числе – Александр Морозов, механик танка БТ-5.
По словам специалистов, достоверность и детализация каждого квадратного сантиметра панорамы «Прорыв» почти стопроцентная. Это касается и скульптур, у каждой из которых – свой прототип, своё имя, своя реальная история. И даже портретное сходство. Это – своеобразная попытка увековечить имена красноармейцев, найденных поисковиками в местах боёв.
Это верно и для изображений бойцов. И для макетов танков БТ-5 и Т-26. Историки говорят, что на берегу Невы именно эти танки шли в прорыв 13 и 14 января.
Известно, что 13 января в 5:30 при переправе через Неву в районе Невской Дубровки затонул один из экипажей танка БТ-5. В состав экипажа входили старший сержант, механик-водитель танка БТ-5 Александр Морозов и башенный стрелок танка Иванов. Этот трагический эпизод лег в основу фрагмента панорамы с изображением тонущего танка (на фото). Как сообщил экскурсовод Олег Суходымцев, фигура Александра Морозова видна из полуоткрытого нижнего люка танка.
По данным ОБД «Мемориал» удалось выяснить, что один из утонувших танкистов родом из нашего города: Александр Георгиевич Морозов родился в Шлиссельбурге в 1919 году. В РККА призван Шлиссельбургским РВК, беспартийный. Воинское звание: старший сержант, механик-водитель танка БТ-5. Проходил службу в 118-м отдельном танковом батальоне.
Его жена – Иванова Мария Михайловна, Калининская обл., станция Чербово (так в документе), дер. Маслово (сегодня, Щербово – поселок и железнодорожная станция (недавно закрытая) относится к Масловскому сельскому поселению в Торжокском районе Тверской области).
Кстати, одним из экспонатов преддиорамной площади музея «Прорыв блокады Ленинграда» является поднятый со дна Невы в районе Невского пятачка танк БТ-5. Возможно, тот самый танк, на котором шли в атаку отважные танкисты Морозов и Иванов. Танк 60 лет пролежал на дне Невы, его подняли, в сентябре 2007 года отреставрировали на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. Яркая особенность этого танка – двойной двигатель. Он мог ходить на гусеничной ленте, а также, если ее снять, привод переключался, и машина шла на колесах.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (телефон в Кировске: 25-900) разыскивает родных и близких старшего сержанта МОРОЗОВА АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВИЧА.
Инф. и фото Любови ДУБОВИК