Легендарная Шлиссельбургская крепость – не просто образец древнерусского оборонительного зодчества. Долгое время она была неприступным русским форпостом. Крепость не раз выдерживала схватки с врагом. А в Великую Отечественную советские войска, оборонявшие его, не позволили гитлеровцам замкнуть кольцо блокады Ленинграда. Около 200 лет Орешек был политической тюрьмой, где содержались члены царской семьи, представители опальной знати, писатели, общественные деятели, революционеры. Самые интересные страницы истории этого архитектурного и исторического памятника федерального значения бережно хранит музей в крепости. В 2018 году музей отметит 90-летие.
28 февраля и 1 марта 1917 года все узники Шлиссельбургской тюрьмы были освобождены. После Октябрьской революции началась новая история Шлиссельбургской крепости, не похожая на прежнюю.
История музея в крепости началась раньше его официального открытия 26 августа 1928 года.
Летом 1918 г. исполком Петросовета выделил 16000 рублей на сооружение памятника погибшим узникам. 22 января 1919 г. в северо-восточной части острова, за крепостной стеной, у Королевской башни, там, где жандармы хоронили погибших в 1884–1906 гг. узников крепости, был установлен памятник работы скульптора И.Я. Гинцбурга. На граните были выбиты имена 34 человек, оставшихся навечно в крепости Орешек: 15 казненных, 16 умерших, 3 покончивших с собой в 1884–1906 гг. Инициатива сооружения памятника принадлежала бывшему шлиссельбуржцу М.В. Новорусскому, узнику крепости в течение 18 лет (1887–1905).
20 ноября 1925 года СНК РСФСР передал Наркомпросу все строения Шлиссельбургской крепости, «как имеющие большое историческое и историко-революционное значение», и поручил организовать в крепости музей, присоединив его в качестве филиала к Ленинградскому музею Революции, разработать план восстановления зданий, поврежденных пожаром 1917 года. Для выполнения самых неотложных ремонтных работ из резервного фонда СНК РСФСР было отпущено 50 тысяч рублей.
Реставрацией крепости занималась Ленинградская реставрационная мастерская и Ленинградское отделение Главнауки. Несмотря на то, что в начале 1918 года крепость стала базой Ленинградского военного округа и перед гарнизоном была поставлена задача обороны истока Невы, южного и западного берегов Ладожского озера до границы с Финляндией, началось создание музея. 19 января 1926 года было принято решение о том, что музейный комплекс должен отражать не только историко-революционную, но и историко-архитектурную темы. Уже тогда, при обсуждении проекта музея в крепости, наиболее сложным оказался вопрос о восстановлении памятников какого-то определенного периода, т.к. крепость существовала в разные эпохи, и здания подвергались неоднократным перестройкам.
Предлагалось восстановить Старую тюрьму (Секретный дом) в том виде, какой она имела в конце XVIII – начале XIX веков, несколько тюремных камер, устроить экспозицию, характеризующую первый период истории тюрьмы, рассказать об узниках XVIII – начала XIX веков. Этот план осуществился только в 1984 году, когда было восстановлено здание и создана музейная экспозиция.
План организации музея в крепости предусматривал и восстановление после пожара 1917 г. Новой тюрьмы, которая была основным местом заключения народовольцев в 1884–1906 годах. Необходимые реставрационные работы были проведены в 1926–1928 годах, и Новая тюрьма стала объектом экскурсионного показа, но мемориальная экспозиция была создана только в 1985 году.
Иоанновский собор, построенный в 1828 году по проекту архитектора А.Е. Штауберта, не избежал печальной участи многих храмов: 19 июля 1930 года были сняты колокола, «по акту № 1421 Рудметаллторгу было сдано 1902 кг бронзы».
Но основное здание хорошо сохранилось, поэтому там открылась выставка по истории политической тюрьмы в крепости. Стены, затянутые серым холстом, черный потолок создавали впечатление огромной тюремной камеры. На стенах были портреты узников. Этот скорбный ряд открывал портрет русского просветителя и писателя XVIII века Н.И. Новикова. Далее – В.Н. Каразин, основатель Харьковского университета, декабристы Н.А. Бестужев, М.А. Бестужев, И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, И.В. Поджио. Декабристов сменили М.А. Бакунин, Н.А. Ишутин, потом польские патриоты и революционеры В. Лукасинский и Б. Шварце.
Затем следовали портреты народовольцев, чье пребывание в крепости создало мрачную славу этому месту. За 22 года (1884–1906) через Шлиссельбург прошло 69 человек, 15 – были казнены, 16 – умерли от болезней, 8 – сошли с ума, 3 – покончили с собой.
Большое место было отведено в экспозиции политкаторжанам – узникам 1907–1917 годов. Конец истории Русской Бастилии ознаменовал документ, выданный революционным комитетом Шлиссельбургского порохового завода В.О. Лихтенштадту, в котором говорилось, что он «волею восставшего народа освобожден из Шлиссельбургской крепости». Такие удостоверения получили все освобожденные узники.
Там же была создана экспозиция, посвященная библиотеке Шлиссельбургской каторжной тюрьмы. Библиотека – особая гордость Шлиссельбургской крепости, в 1917 году она насчитывала более десяти тысяч томов. Она создавалась из книг, приобретенных на деньги, заработанные в тюремных мастерских, присланных родственниками и членами Общества помощи заключенным. В нее вошли книги из библиотеки народовольцев, здесь была широко представлена русская и западноевропейская литература, сочинения по истории, философии, биологии, математике, физике, химии, словари, учебники и университетские курсы, издания на иностранных языках.
Из-за отсутствия средств план реставрации крепости, ее зданий и сооружений в 1926–1927 годах не был выполнен, но все же Главнаука нашла возможным открыть музей в Шлиссельбургской крепости.
Открытие состоялось 26 августа 1928 года. «В 9 часов 30 минут утра в Шлиссельбург отошел пароход с представителями Областного и Городского исполкомов трудящихся, музея Революции, профессиональных, рабочих и научных организаций, Общества политкаторжан и др.», – сообщала вечером того же дня «Красная газета». На открытие музея приехали более 500 рабочих «Красного треугольника», «Красного путиловца», Шлиссельбургского порохового завода, краснофлотцы и красноармейцы. Ораторов слушали несколько тысяч трудящихся. Среди выступавших был президент Академии Наук А.П. Карпинский, народовольцы А.В. Прибылев и С.П. Швецов, от Шлиссельбургского землячества выступил бывший узник крепости Д.А. Трилиссер, от путиловцев – рабочий А.П. Костин и другие. Выступавшие приветствовали открытие музея в крепости, которая больше никогда не будет тюрьмой.
Открытие музея в Шлиссельбургской крепости стало крупным общественно-политическим событием. Статьи, очерки, информации, отчеты о Шлиссельбурге и его музее поместили газеты «Ленинградская правда» и «Красная газета», журнал «Красная панорама» и другие периодические издания. К открытию были подготовлены путеводители по музею, исторические очерки. 26 августа 1928 года работы по превращению Шлиссельбургской крепости в музей были далеко не закончены. Но стало возможным проводить обзорные экскурсии с осмотром крепостных стен, башен, тюремных корпусов, камер, карцеров, мест казней, отмеченных мемориальными досками.
На большом дворе цитадели широко раскинула ветви яблоня, посаженная народовольцем М.Ф. Фроленко в 1902 году. На этом месте в 1884 году были казнены Е.И. Минаков. Н.М. Рогачев, А.П. Штромберг, в 1885 году – И.Н. Мышкин, в 1887 году – П.И. Андреюшкин, В.Д. Генералов, B.C. Осипанов, А.И. Ульянов и П.Я. Шевырев. На мраморной доске были запечатлены имена казненных. По ходатайству Музея Революции, Президиум Ленинградского губисполкома признал яблоню историческим памятником.
Тысячи посетителей привлекала Шлиссельбургская крепость. Она напоминала им о славном боевом прошлом русского народа, о поколениях революционеров, отдавших жизнь за счастье народа. Часто в роли экскурсоводов выступали сами бывшие узники крепости: А.П. Архипов, Р.З. Марголин, П.С. Мокров, Н.А. Морозов, М.В. Новорусский, В.А. Симонович, Д.А. Трилиссер, М.Ф. Фроленко и другие. За первый год работы музей посетили более 14 тысяч экскурсантов, которые прибывали на теплоходах экскурсионной базы, свободного доступа одиночных посетителей в крепость не было
В 1939 году началась война СССР с Финляндией. Музей в Шлиссельбургской крепости был закрыт. Экспонаты вывезли в Ленинград на хранение в Музей Революции. В годы Великой Отечественной войны древний Орешек снова приобрел военное значение, стал важным объектом в системе обороны Ленинграда.
Героическая оборона Орешка продолжалась 498 дней, с 8 сентября 1941 года до 18 января 1943 года. В результате обстрелов фашистской артиллерии крепости были нанесены значительные повреждения, многие исторические памятники превратились в руины.
После Великой Отечественной войны крепость не являлась музеем, но охранялась как памятник, была объектом экскурсионного показа и находилась в ведении Архитектурно-планировочного управления Леноблисполкома.
С 1951 года Специальные научно-реставрационные производственные мастерские (СНРПМ) Леноблисполкома вели в крепости реставрационные работы. В 1953 году, по проекту архитектора И.Н. Бенуа, на бастионе у Королевской башни был восстановлен памятник узникам-народовольцам, погибшим в крепости в 1884–1906 гг. В 1958 году восстановлена Королевская башня с шатровым завершением на период XVI в., в 1962 г. – Новая (народовольческая) тюрьма. 17 февраля 1965 года исполкомы Леноблгорсоветов приняли совместное решение о передаче крепости городу, присоединив ее в качестве филиала к Музею истории Ленинграда. С этого времени началась новая история крепости.
Исполком Ленгорсовета 14 февраля 1966 г. принял решение (№ 126) о восстановлении крепости как фортификационного, историко-революционного, военно-исторического памятника и создании музейных экспозиций по этим темам. В документе были определены сроки восстановления крепостных сооружений и зданий – 10 лет (1966–1975 гг.), финансирование, проектные и строительные организации: ЛенНИИпроект, Ленгипроинжпроект, СНРПМ, Главленинградстрой, на подрядных условиях Спецтранс, Дормост, Экспедиционный отряд подводно-технических работ для прокладки подводного электрокабеля, кабеля связи и водопроводного дюкера через левобережный проток Невы, институт Ленгипроречтранс и трест Севзапморгидрострой – для строительства пассажирского причала у крепости Орешек к началу навигации 1967 г. Управление Спецтранс организовало расчистку территории крепости от завалов земли, камня и кирпича высотой 2-3 метра, общий объем которых превышал 40 тысяч кубических метров, для вывоза строительного мусора использовали пять автосамосвалов и специальный буксир. Командование Ленинградского военного округа обеспечило безопасность строительных работ, направив в крепость саперов для разминирования неразорвавшихся снарядов и мин и роту солдат для разборки завалов.
К открытию музея в крепости Орешек 10 июня 1965 г. на острове были оборудованы два временных причала для приема экскурсионных теплоходов. В 1965 году, в течение экскурсионного сезона, крепость посетили 40250 человек, прибывших на 200 теплоходах, в 1966 году – 57580 человек (370 теплоходов), в 1967 году – 70374 человека (378 теплоходов). В последующие годы посещаемость музея увеличивалась до 85000 человек, с 1991 года наступил резкий спад, в 1991–1998 гг. – 5000–7000 человек ежегодно, в 2007–2009 годах посещаемость музея не превышала 35000–37000 человек, а экскурсионные теплоходы проходили мимо крепости не останавливаясь.
С 1965 года началось научное изучение, освоение уникального памятника, финансирование реставрационных работ. Под руководством директора музея истории Ленинграда Л.Н. Беловой в создании музея в крепости Орешек принимали участие сотрудники: Б.С. Аракчеев, А.И. Барабанова, В.И. Баранов, Н.Л. Дементьева, А.Н. Домецкий, Г.П. Игнатьева, М.В. Идельсон, С.А. Казакова, Ф.З. Казовский, В.А. Карелина, К.И. Качина, В.А. Климов, А.С. Кожевников, М.Т. Петров, Н.А. Рыжов, О.А. Чеканова, Р.И. Шпиллер.
Большой удачей для Орешка было назначение в 1968 году опытного реставратора-архитектора В.М. Савкова руководителем группы проектантов 9-й мастерской института ЛенНИИпроект.
Глубокое, всестороннее изучение такого сложного памятника, каким является Орешек, было бы невозможно без археологических исследований. В течение семи лет, в 1968–975 гг., в крепости проводились археологические раскопки под руководством доктора исторических наук А.Н. Кирпичникова и научного сотрудника института археологии РАН В.И. Кильдюшевского. Большое количество вещей, найденных во время раскопок, хранится в фондах музея истории Петербурга. А открытие новгородской крепости 1352 года имеет общенаучное значение, вносит поправки в имеющиеся концепции северо-западного древнерусского зодчества.
В 1972 году был утвержден генеральный план реставрации крепости, автором которого был В.М. Савков. В разработке и обсуждении плана принимали участие архитекторы А.А. Кедринский, В.А. Бутми, И.Н. Бенуа, И.Г. Капцуг, К.Д. Халтурин, С.Л. Агафонов, Е.Г. Арапова, историки В.А. Ежов, В.М. Ковальчук, С.Б. Окунь, П.Я. Канн, А.Л. Фрайман, писатель А.И. Вересов, бывшие защитники крепости В.А. Марулин, П.Н. Кочаненков, К.Л. Шкляр.
В соответствии с генеральным планом в крепости восстанавливаются крепостные стены с боевым ходом, башни с шатровыми завершениями, сводами, лестницами, герсами XVI века, бастионы XVIII века и исторические здания XVIII–XX веков.
Член научно-методического Совета по охране памятников культуры СССР, архитектор С.Л. Агафонов составил подробное заключение по проекту реставрации, в котором говорилось о том, что даже в смене названий – Орешек-Нотебург-Шлиссельбург – отразилась непростая судьба крепости, игравшей видную роль в истории нашей страны. Каждое звено в истории такого замечательного комплекса, каким является Шлиссельбургская крепость, небольшая территория которого насыщена материальными свидетельствами прошлого нашей Родины, имеет свое значение и непреходящую культурную ценность.
Основная задача генерального плана состояла в том, чтобы сочетать сооружения, наиболее характерные для каждого периода истории крепости таким образом, чтобы их можно было демонстрировать выразительно, доступно для восприятия посетителей, но в то же время избежать возможной при таком разнообразии «культурных слоев» дисгармонии.
При составлении генерального плана авторам удалось справиться с этой задачей.
Параллельно с работой над генеральным планом реставрации разрабатывался план создания музейных экспозиций. Его автор – художник-архитектор И.Д. Билибин, человек, глубоко понимавший специфику музея в крепости Орешек, умевший использовать любые, не всегда яркие музейные предметы, в основном документы, при этом сохранить памятник, не заслоняя его экспозицией. Примеры тому – художественный показ материалов в Старой и Новой тюрьмах.
Большим достижением творческого коллектива в составе: автора художественного решения И.Д. Билибина, скульпторов Г.Д. Ястребенецкого, А.Г. Демы, научных сотрудников музея В.А. Климова, Ф.З. Казовского, художника музея А.В. Богданова, – было создание в 1985 году, к 40-летию Победы, мемориального комплекса, посвященного обороне крепости Орешек в годы Великой Отечественной войны.
Из истории крепости нельзя вычеркнуть ни одного факта. Каждый из семи веков истории Орешка-Шлиссельбурга отмечен значительными событиями и интересными постройками и памятниками. Все вместе они создают неповторимое богатство, на основе которого на острове создается выдающийся историко-культурный, военно-патриотический и архитектурный комплекс.
Галина Игнатьева,
научный сотрудник
музея крепости Орешек в 1965-2012 гг.