Говорят, чем меньше человек ростом, тем больше у него сердце. В случае с Зинаидой Парменовной Васильевой – это действительно так! Хрупкая женщина ростом всего-то 150 сантиметров пережила Великую Отечественную войну, но с годами ее улыбка не потускнела, а стала еще ярче и теплее. 9 мая она отпраздновала 90 лет и рассказала нашему корреспонденту о нелегкой жизни и стойком характере.
Зинаида Парменовна родилась и выросла в Шлиссельбурге. Вместе с родителями и старшей сестрой Екатериной она жила в деревянном доме в Пушкарском переулке, что располагался недалеко от больницы. Каждый в их семье занимался своим делом: отец работал директором магазина, который находился недалеко от Гостиного двора, мама вела хозяйство, работала на огороде, содержала корову и свиней, а девочки учились в деревянной школе, которая долгое время стояла за городским собором, у самого берега. В приятных хлопотах проходили их будни. Но началась война…
– Когда я узнала о начале войны, мне было 13 лет. В тот день мы с сестрой отдыхали на озере. Погода выдалась хорошая, поэтому вокруг было много людей: приезжие в белых платьях и костюмах гуляли вдоль каналов, мальчишки на лодках ловили рыбу, местные, разложив еду на покрывале, устраивали пикники, а мы с сестрой купались, гуляли и просто радовались солнцу.
Нагулявшись, девочки пошли к дому и увидели возле него толпу людей. В то время мама Зинаиды часто выставляла репродуктор в окно и между делом слушала песни и разные программы. И вот на одной из радиоволн заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов объявил, что враг напал на Советский Союз! А потом сказал: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» А за громкими лозунгами последовала песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Все заплакали…
В августе 1941 года начались первые обстрелы города. Детей и женщин начали эвакуировать. Но многие баржи потонули из-за обстрела вражеских самолетов.
– Однажды в баржу попал прямой снаряд. Это было напротив Прохоровских дач. После взрыва по всему каналу плавали трупы. Их обгорелые тела было трудно опознать, но одного из погибших я узнала сразу. Это был мой одноклассник Валентин Чесноков.
После случившегося семья начала думать о том, когда и как покинуть город. Выбрать нужное время им помог матрос, который снимал в их доме комнату.
– До войны наш город был закрытым, и въехать в него можно было только по пропускам, которые чаще всего давали морякам. Зачастую их было так много, что на пристани и места пустого не оставалось, чтобы встать очередному судну. Вдалеке от родного дома морякам некуда было податься, поэтому местные жители пускали их к себе пожить. И в нашем доме тоже жил моряк. В сентябре он подошел к нам и сказал, что через два дня в городе будут немцы, надо бежать. Погрузил нас с сестрой в машину и повез в Липки. А родители остались в городе, чтобы собрать еду и вещи.
Но доехать до Липок сестры не смогли: в машине закончился бензин. Тогда моряк спрятал девочек в лесу и пошел искать, чем заправить машину. Пока сестры ждали водителя, вокруг стоял шум от выстрелов, из-за деревьев виднелись машины и множество беженцев, которые старались покинуть опасную зону.
Моряка девочки так и не дождались. Старшая сестра не выдержала и пошла в Липки искать помощи. И нашла! Так сестры добрались в пункт назначения и нашли родителей. А когда узнали, что немцы на подходе к Липкам, отправились в Бугры, а оттуда на поезде подальше от огня и воя пуль – к тете в Рыбинск.
Ехали на поезде долго: когда мимо пролетали самолеты, поезд резко останавливался и все бежали в лес. На каждой остановке проводники спрашивали, есть ли мертвецы в вагонах. И они были! Люди сильно голодали, некоторые умирали, так и не доехав до пункта назначения.
Со страхом в сердце семья Зинаиды все же добралась до Рыбинска. И прожила на новом месте три года. Все это время старшая сестра работала на авиационном заводе, а Зинаида училась в школе и вместе с классом ходила по госпиталям и пела для раненых солдат.
В Шлиссельбург они вернулись в 1944 году, но уже втроем. Их отец умер в Рыбинске от истощения. Родной город семья узнала не сразу. От некогда цветущего Шлиссельбурга остались одни воспоминания, как и от их семейного дома, в который, видимо, попал снаряд. Податься им было некуда, поэтому три года семья ютилась в землянке. Но жаловаться и не думала. У многих даже этого не было.
В 16 лет от исполкома Зинаиду отправили учиться на киномеханика в Ленинград. Когда учеба была окончена, ее взяли работать в Шлиссельбург по специальности. Работала в двух городских кинотеатрах: «Победа» на Староладожском канале, где сейчас «Пятерочка»; и в заводском клубе, где сейчас музыкальная школа.
Как оказалось, киномеханик – совсем не женская профессия. Раньше фильмы записывали на ленту, которую наматывали на бобину и укладывали в металлический ящик. Чтобы показать фильм в Шлиссельбурге, хрупкой девушке приходилось нести его от Литейного до Владимирского проспекта, потом ехать на поезде до Морозовки, затем на пароме до Шлиссельбурга. А зимой и вовсе нести на себе через Неву. А это около 20 килограммов!
Фильмы в городе любили и с нетерпением ждали все, даже пленные немцы, которых держали в городе, чтобы они восстанавливали то, что разрушили.
– Немцы жили на Затонной улице, где раньше была восьмилетняя школа. Вместе с аппаратурой я приезжала к ним и включала фильм «Падение Берлина». Когда пленные видели на экране родной город, то радостно кричали, а когда показывали сцену, как на месте их флага водружают Красное знамя, замолкали.
Зинаида Парменовна вспоминает пленных, как обычных ребят, которых призвали на войну независимо от того, хотели они того или нет. Правда, были среди них и хулиганы:
– В доме на Красной площади, где когда-то была полиция, немцы сделали деревянный дымоход и замаскировали его камнем. Когда дом стали топить, он загорелся. Вот так они «помогали» городу восстановиться, – вспоминает Зинаида.
Собирать город по частям помогали его жители. И отводили на это два часа в день. Работы хватало на всех: кто кирпичи таскал, кто красил, кто разбирал завалы. Наша героиня ремонтировала школу №2. Там она научилась штукатурить стены и красить.
В 48 году Зинаида Парменовна вышла замуж и родила двух дочерей, но с мужем развелась. Более 15 лет она проработала киномехаником, остальное время отдала заводу «Ладога», где работала прессовщицей до самой пенсии... Общий трудовой стаж нашей героини составил 42 года, за это она получила звание «Ветеран труда».
Сейчас у нее 4 внука и 2 правнука. Все они приедут к любимой бабушке в гости 9 мая, чтобы отпраздновать ее юбилей. Мы желаем Зинаиде Парменовне доброго здоровья и хорошего настроения. И пусть салют в День Победы отчасти будет и в ее честь!
Беседовала Анна АРХИПОВА
Фото автора