Суда, пароходы, сухогрузы, буксиры – неотъемлемая часть жизни нашего города, как Нева, Ладога и каналы. Шлиссельбург – город речников. Но еще он город судостроения. Судьбы десятков семей связаны с предприятиями судостроительной отрасли. Профессия судосборщика требует широких навыков и знаний. Он и сварщик, и газорезчик, и разметчик. Не забудем упомянуть об умении читать чертежи и знании строения судна от и до. Человек такой специальности не только построит, но и отремонтирует судно.
Невско-Ладожский район водных путей и судоходства занимается техническим обслуживанием водных путей (установка и обслуживание буёв, навигационных знаков, дноуглубительные работы и т.д.), но и при таком профиле здесь просто необходимы судостроители, ведь обслуживающие пути плавсредства регулярно нуждаются в «лечении». Вадим Мухин – один из тех, кто занимается текущим и плановым ремонтом судов предприятия, горожанам он также может быть знаком как автор картин с видами Шлиссельбурга. Судо-сборщик и живописец, казалось бы, несовместимые направления, но нет, в каждой профессии есть свое творчество: кто-то художник слова, кто-то по дереву, кто-то по ткани, но обо всем по порядку.
В профессии мой собеседник 24 года. Начинал Вадим Юрьевич свою карьеру на НССЗ, а с 1998 года работает в Невско-Ладожском районе водных путей и судоходства, в этом году он отметит 20-летие службы на предприятии. На Невском судостроительно-судоремонтном заводе Вадим первоначально работал в котельной, напротив которой располагался судосборочный цех. Молодой человек частенько туда заглядывал, было интересно, что там делают, как из фрагментов железа рождается судно. «Все кипит, как в муравейнике», – вспоминает он. Хоть Вадим не был знаком с производством, но то, что происходило в первом цехе, привлекало и интересовало, поэтому после службы в армии юноша устроился на завод в качестве ученика. Здесь он постиг азы профессии судостроителя, приобрел необходимые навыки и получил третий разряд, который повышает год от года.
Как говорит Вадим Юрьевич, свою профессию он любит. Нравится ее связь со сборкой, конструированием. При взгляде на судно, которое предстоит отремонтировать, в голове у него рождается картина: что с ним нужно сделать – где отрезать, где новый металл приварить. За много лет он прекрасно изучил суда как внутри, так и снаружи. Также работа ценна за ее творческую составляющую. Пробоина или вмятина, плановый ремонт – все делаешь ты сам, своими руками, на глазах проблема устраняется, а судно приобретает первозданный вид. Разве это не ценно? Суда на ремонт приходят часто, бригада проводит как плановый, так и непредвиденный ремонт. На них – ответственность по обслуживанию судов Невско-Ладожского участка Волго-Балтийского водного пути.
– Конечно, большая часть работ выпадает на период закрытия навигации. Работаем как в цеху, так и на слипе, обслуживаем и суда, которые стоят вдоль Новоладожского канала. Иногда ездим в командировки в Санкт-Петербург, когда там требуется ремонт плавсредств. Также обслуживаем причалы, их у нас в Петербурге несколько, зимой кроме судов ремонтируем буи. Судостроение у меня, можно сказать, уже в крови, в другой специальности я себя не вижу. Знания полезны и вне работы: «сварить» забор, коптильню, прочие предметы из металла. Творческая натура в работе помогает.
У Вадима двое сыновей, младший учится в школе, а старший пошел по стопам отца и также работает судосборщиком. Как опытный профессионал мой собеседник говорит, что для молодежи специальность судостроителя привлекательна не только своим творчеством, но и материально. Профессионал ценится в судостроительной области очень высоко.
Хорошая работа Вадима Юрьевича многократно отмечалась руководством предприятия грамотами и благодарностями, однако есть в коллекции еще одна награда, отличная от других. Это благодарность от администрации города за инициативу восстановления висячего моста на пристани, всем известной «висячки». Хоть мост уже давно утратил первозданный вид, его «скелет» – память для многих горожан. Несколько лет назад цепи, удерживающие лаги для настила досок, были срезаны. Вадим посчитал, что он просто обязан устранить этот акт вандализма. Произвел размеры, изготовил новые цепи. Узнав об его инициативе, руководство Невско-Ладожского района водных путей и судоходства выделило для работ оборудование. Висячку подняли, закрепили цепи. Благодаря этому памятник прошлой эпохи и сегодня радует горожан.
– Как патриота Шлиссельбурга меня привлекает то, что есть возможность помогать родному городу в масштабе предприятия. Мы несколько раз ремонтировали понтонный мост, строили веранды в детском саду, много разных мелочей делаем, от которых потом на душе приятно.
В детстве Вадим занимался в городской художественной школе, но по ее окончанию краски и кисти были отложены в дальний ящик. Лишь спустя годы, будучи солдатом, он вернулся к творчеству: помогал оформлять дембельские альбомы, рисовал для сослуживцев портреты, а с появлением семьи и детей начал делать стенгазеты и плакаты для утренников в детском саду, позже – для школы. Так в жизнь Вадима вновь вошли гуашь и бумага, но бумажное творчество вскоре наскучило, на смену пришли холст и масло. На его картинах – виды города, одним из любимых среди них является крепость Орешек. Картины Вадима Мухина хорошо знакомы школьникам и учителям – они украшают стены холлов учебного заведения: крепость Орешек, площадь с собором и церквями. В этом году живописец изобразил вид на Петровский мост.
Оксана ЧЕРНИКОВА
Фото из личного архива В. Мухина