20 августа в Чечне произошло сразу четыре нападения на сотрудников правоохранительных органов, ответственность за них взяла на себя запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ. Как сообщает «Коммерсантъ», нападавшими стали подростки в возрасте от 11 до 17 лет. По мнению Умарова Джамбулата Вахидовича, министра Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, молодые люди стали жертвами идеологической пропаганды, которую активно ведут в социальных сетях вербовщики.
HR другого уровня
«Невский исток» в одном из июльских номеров рассказывал об угрозах, которые несут социальные сети для подростков с неокрепшей психикой и еще не сформировавшимися до конца взглядами и убеждениями. Последние события в Чечне – наглядный этому пример.
Как правило, мишенью для вербовки становятся те, кто находится в психологически подавленном состоянии, люди с нестабильной психикой и легко ведомые, поддающиеся манипуляциям. Сегодня мы спешим сообщить о каждом значимом и не очень факте своей жизни в социальных сетях. Для отлично подготовленных вербовщиков по этим данным достаточно легко составить психологический портрет человека и найти его слабые места, на которые стоит воздействовать. Психологи выделили ряд особенностей, указывающих на то, что человек попал на крючок таких рекрутов:
– Смена привычек и уклада жизни. Например, резкий отказ от алкоголя и ряда продуктов. Неожиданные изменения в поведении: активный человек становится тихим и забитым.
– Смена окружения, появление сомнительных «товарищей». Повышенный интерес и благосклонное отношение к их взглядам, которые ранее человек считал неприемлемыми.
– Смена религии – самый важный из сигналов.
Давай поженимся. Я подарю тебе сказку
Запрещенные террористические организации имеют сетевую структуру, то есть имеют некие тайные представительства по миру. Такая «паутина» позволяет осуществлять акты устрашения и вербовку в любой точке. Рекрутеры обращают свое внимание не только на сильных мужчин и подростков, легко подающихся влиянию, в зоне риска и женщины. Дело Варвары Карауловой имело широкий резонанс, однако вряд ли кто-то из отечественных представительниц прекрасного пола представлял или представляет себя на ее месте. И все же такие случаи повторяются. Почему?
К группе риска относятся девушки от 18 до 40 лет, как правило, одинокие либо имеющие негативный опыт отношений. Как и в случае с подростками, основной инструмент вербовки – социальные сети. Мы не призываем отказываться от этих повседневных спутников и бояться каждого письма. Мы говорим о том, что надо адекватно оценивать происходящее в сети и контролировать то, что вы в эту сеть «сливаете».
Вербовщик обладает большим запасом времени, ему незачем форсировать события, он плавно узнает вас, поддерживает, окружает заботой, встает на вашу сторону. Как паук, он плетет свою паутину, а жертва не понимает этого. В дверь стучит «прекрасный» принц, который обещает золотые горы, за ним – как за каменной стеной. Ну, что еще нужно? Ведь впереди «счастливое» будущее, как в розовых очках, женщина не замечает опасности, не верит родным и друзьям, лишь ему. Однако ничего из сказочного будущего не сбудется! Есть два пути. Первый – стать одной из череды наложниц, секс-рабынь, производительниц будущих «идеальных» солдат, которые пополнят ряды террористической организации. Второй – стать смертницей.
Как обезопасить себя? Не стоит выносить слишком много личной информации в сеть. Не стоит отвечать на сообщения, поступающие от сомнительных пользователей, чьи страницы содержат сомнительную информацию и указывают на причастность или благосклонность к запрещенным течениям. Всегда анализируйте и проверяйте информацию, оценивайте свои действия и новичков в своем окружении. Не будьте открытой книгой 47
Оксана ЧЕРНИКОВА