Согласно статистике, не все дети школьного возраста проводят девятимесячный марафон, состоящий из уроков, перемен и ответов у доски. Самые смелые родители выбирают для своих чад семейное образование. При таком обучении весь педагогический коллектив ребенку заменяют родители, расписание подстраивается под ребенка, а образовательная программа осваивается в наиболее комфортных условиях и режиме. Официальная школа только периодически проверяет знания учащихся и дает добро на переход к освоению программ следующих классов. Никаких медицинских показаний к такому обучению не требуется. Однако и успеваемость детей является ответственностью не школы, а исключительно родителей.
Чем семейное образование отличается от домашнего обучения?
Давайте разбираться. Семейное образование – это форма получения основного общего образования, предусмотренная Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Она предполагает, что родители (законные представители) ребенка берут на себя ответственность по обеспечению обучения в семейной форме. В этом принципиальное отличие семейного образования от школьного, в том числе от формы школьного – домашнего обучения. На домашнем обучении к ребенку приходит учитель, дает задания, проверяет их. Учитель определяет темп обучения, программу, организацию процесса. Семейное образование предполагает, что всё это делают родители вместе с ребенком. Семейное образование требует от родителей большей включённости в жизнь своего чада, активную помощь в организации процесса обучения.
Есть ли в России люди, которые уже практикуют семейное образование?
Да, такие есть. И сегодня мы хотим познакомить вас с таким человеком. На наши вопросы о семейном обучении ответила Лейла Сазонтова – сотрудник издательства «МИФ». А еще Лейла преподает йогу и воспитывает сына, который получает именно семейное образование.
– Лейла, почему Вы выбрали семейное обучение? Были ли сомнения, страхи? Как родные, особенно бабушки, отнеслись к Вашему решению?
– Причин было много. Было понимание, что школьная программа не соответствует нашим запросам. При этом загруженность такая, что во втором классе у ребенка не было сил и желания заниматься чем-то помимо школы. Был конфликт с одной из пермских школ, который отбил желание контактировать с системой как таковой. Было ощущение того, что современная школа взращивает не совсем те ценности, которые приемлемы и продуцируются в нашей семье. Все это вкупе и привело к семейному образованию.
Сомнений не было, страха как такового тоже. Был эксперимент. Мы сразу договорились в семье: не получится – вернёмся в школу. Но судя по тому, что ещё не вернулись, все получилось.
Муж был настроен довольно скептически, но на эксперимент согласился. Бабушка, к слову, педагог, более чем с двадцатилетним стажем работы в школе, изучив тему и нюансы, тоже поддержала нас. Дедушка сказал: «Отлично, будет больше свободного времени – будете к нам чаще приезжать!» Остальные родственники спокойно отнеслись.
– Повезло с бабушками. С чего бы Вы посоветовали начать переход на семейное образование? На что обратить внимание?
– С желания (улыбается). А если серьезно, то, мне кажется, нужно осознать несколько моментов.
Первое. Семейное образование – это не школа дома. Это отсутствие школы. Иначе можно из мамы превратиться в учителя и испортить себе нервы и отношения с ребенком.
Второе. Теперь ответственность за образование – только на вас. С одной стороны это очень сложно, с другой – классно: свободой тоже нужно уметь правильно распоряжаться.
Третье. Нужно подстроиться под темп ребенка, его особенности, его интересы в данный момент. То есть быть с ним куда больше на одной волне, чем просто воспитывая школьника.
Ну и разного плана организационные тонкости надо продумать: где проходить аттестацию, как учиться и т.д.
– Как вы решили вопрос организации процесса? Репетиторы есть? Мне кажется, самое сложное – не устроить школу дома…
– Я успела ее устроить, понять, что это провальный план, и все сделать иначе. Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучали один предмет. Сейчас мы перешли к блочной системе. Даже проще сказать, что вообще без системы учим. Как хочется, так и проходим. Вот сейчас захотелось ему читать биологию – читает.
Репетиторов нет, только английским сын занимается в языковой школе. В остальном учится сам, потихоньку привыкает к идее самообразования. По большинству предметов мы отказались от учебников вообще, и все стало проще. Сын учится тому, что ему интересно в данный момент без оглядки на какую-либо программу.
– А как учить без учебников?
– А вот в вас, видите, говорит стереотип: учеба должна быть с учебниками. А у нас совсем нет программы, например, по русскому языку. У меня высшее филологическое образование. И я думаю, что природная грамотность – важнее знания правил. А она, в свою очередь, достигается чтением книг. По многим предметам сын читает разные книги, энциклопедии, смотрит каналы на Ютубе и т.д. Когда приходит время аттестаций, мы видим, что получаемых знаний вполне достаточно (четвертый класс недавно, например, закончили с 4 четверками и 6 пятерками).
Но вместе с тем, есть предметы, которые сын сейчас выбирает как профильные. По ним у нас есть учебники. Ему интересно их изучать.
– А с какими трудностями чаще всего сталкиваются хоумскулеры?
– С общением со школой, наверно, когда аттестуются в них. Большинство школ не в восторге от необходимости работать с «семейниками».
– Как вы решили этот вопрос, где проходите аттестации?
– Сначала Лев аттестовывался в той же школе, в которой учился очно. Но зачеты по всем предметам каждую четверть не давали особо разогнаться и почувствовать свободу. Поэтому после третьего класса я забрала документы из школы и отправила их в питерский лицей, который на частной основе занимается обучением и аттестацией хоумскулеров.
– Вы живете в Перми, а аттестацию проходите в Петербурге, интернет помогает или нужно приезжать?
– Через интернет. Приехать надо будет только на экзамены в 9 и 11 классах. Мы довольны результатом с аттестациями: очень здорово, когда никто не дергает, ни в какую школу ездить не надо. Живёшь в свое удовольствие.
– В каком классе сейчас Лев?
– Лев проходит программу пятого класса, а по возрасту должен быть в четвертом.
Традиция семейного образования в России возрождается. Если до 1917 года семейное образование было вполне обыденным, то сейчас оно воспринимается как что-то совершенно необыкновенное.
Семейное образование возникло ровно тогда, когда возникло само образование. А вот школы появились там, где родители по разным причинам не могли уделять достаточно времени обучению детей. Долгие годы школьное обучение было единственной возможной формой обучения. Сейчас же у родителей вновь появилась возможность определить, как, когда и чему учить своего ребенка.
Родители, которые вместе с детьми выбрали семейное образование, отмечают, что проблем с социализацией и сдачей экзаменов нет.
Мнение учителей о семейном обучении:
• Виктория Васильевна Шатрова, учитель начальных классов школы №269 Санкт- Петербурга:
«Я не слышала, чтобы в нашей школе это особо пропагандировалось, но знаю, что многие берутся за семейное образование и реализуют его успешно. Может казаться, что это сложно, но, как я вижу, здесь нужна просто чёткая организация времени и нормальные взаимоотношения с ребёнком, чего, к сожалению, лишены многие семьи сегодня. Программа начальной школы для родителя, думаю, не составит проблем, а индивидуальный подход даст возможность освоить её значительно быстрее, качественнее и интереснее.
Проблему общения со сверстниками можно легко решить за счёт посещения музеев, библиотек, кружков и прочего, что, на самом деле, очень доступно. Трудности, как я думаю, может представлять только наличие разновозрастного состава обучающихся и наполняемость семьи: одному подгузник сменить, другому Арктику изучить. Но это тоже, думаю, решаемо! Ещё, как я знаю, есть объединения родителей, которые обучают детей на дому.
Идея семейного образования замечательна, потому что у каждого ребёнка своё восприятие материала, и если мы не хотим их подгонять под копирку (а мы этого не хотим), то у нас есть прекрасная возможность развивать именно те способности, которые мы у ребёнка обнаружили. И избежать проблемы, например, такой: пересказ текста на уроке, где каждый должен ответить и все должны сидеть и слушать в течение 45 минут вариации на тему. Дома же со своим ребёнком ты потратишь на это значительно меньше времени. В общем, мыслей много, тема интересная, на практике лично не пройденная, но всё теоретически говорит в её пользу! При наличии сознательного родителя, разумеется!»
• Ольга Николаевна Теплякова, консультант по развитию ребенка в семье, автор книг и статей по психологии развития детей раннего возраста, коррекционный педагог:
«Многим подходит семейное образование, а для некоторых только такая форма обучения и возможна. В начальной школе семейное образование, может, и неплохо, но дети сильно отличаются. Родителям надо внимательно смотреть, оценивать свои возможности, думать».
• Ольга Олеговна Поздеева, учитель начальных классов, СШ №1, Шлиссельбург:
«Семейное образование имеет право быть. Это реально осуществить, но не всегда результат может быть тем, который ожидают родители. Чтобы выбрать такую форму обучения, надо тщательно взвесить все ее плюсы и минусы. В нашей школе есть несколько ребят, которые так учатся».
В любом случае, ответственность за образование ребенка лежит на родителях. Родителям важно внимательно изучить вопрос, понять свои возможности и возможности ребенка и, ориентируясь на них, выбрать форму обучения.
Ирина Кудрявцева