Невский судостроительно-судоремонтный завод – одно из наиболее динамично развивающихся предприятий в своей отрасли. В этом году градообразующему предприятию Шлиссельбурга исполняется 105 лет. За эти годы на заводе было построено более 300 судов разного класса и выполнен капитальный ремонт сотни судов и двигателей.
О том, чем запомнился юбилейный год для Невского ССЗ, и о планах на будущее рассказал директор по развитию завода Сергей Александрович Шумских.
– Расскажите, пожалуйста, о дне сегодняшнем. Какие проекты сейчас в постройке? Какие спущены на воду в этом году?
– Сейчас на заводе ведется строительство четырех многофункциональных спасательных судов-буксиров проекта MPSV12 и пяти судов проекта RSD59.
В июле состоялся спуск на воду головного судна проекта RSD59 «Пола Анатолия».
В этом году мы заключили контракт на строительство двух грузопассажирских судов проекта PV22 с АО «Сахалинлизингфлот». Суда будут осуществлять перевозки между Курильскими островами и островом Сахалин.
А в сентябре этого года не только Кировский район, но и вся северная столица следила за тем, как морской танкер проекта 23130 «Академик Пашин», заказчиком которого является Министерство обороны Российской Федерации, направлялся в Кронштадт. Была выполнена сложнейшая задача: беспрецедентная проводка по Неве под разведенными мостами огромного судна, обладающего следующими габаритами: длина 130,15 м, ширина – 21,5 м, высота борта – 10 м, водоизмещение – свыше 14 000 тонн. Проводка осуществлялась при помощи трех буксиров. На сегодня это единственный случай прохода судна таких размеров в акватории Невы и Санкт-Петербурга.
Сейчас танкер на испытаниях в Балтийском море. Судно предназначено для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов: дизельного топлива, мазута флотского, керосина авиационного, моторного масла, воды; сухих грузов: продовольствия, шкиперского и технического имущества. После окончания испытаний судно отправится к месту сдачи заказчику.
– Кто является вашими основными заказчиками?
– Если смотреть по суммам заказов, то в большинстве – государственные заказчики. Есть, конечно, частные компании. И есть симбиоз: лизинговые компании.
– Как готовились к юбилею?
– Мы продолжаем работать. К юбилею было приурочено участие завода в профильных выставках: во втором «Международном рыбопромышленном форуме и Выставке рыбной индустрии, морепродуктов и технологий – 2018», в Offshore Marintec Russia – первой в России международной специализированной выставке по судостроению для шельфа и развитию инфраструктуры морской добычи нефти и газа.
Будет обновлена доска почета. Планируем наградить лучших сотрудников.
– Невский завод для Шлиссельбурга – это градообразующее предприятие, на котором всегда работали жители. Сколько сейчас сотрудников на заводе? Каков процент местных работников? Есть ли дефицит кадров? Приходит ли на предприятие новое поколение судостроителей?
– На заводе работает больше тысячи человек, из них почти 60% – жители Кировского района. Поэтому в канун юбилея можно смело сказать, что завод с честью продолжает нести знамя градообразующего предприятия.
Происходит стандартная текучка кадров. Больше всего не хватает строительных специальностей: сварщиков, судосборщиков. Средних специальных учебных заведений, которые выпускают квалифицированные кадры, не так много. Приходится обучать, а после этого специалисты зачастую начинают искать более высокооплачиваемую работу. Но руки не опускаем, сотрудничаем практически со всеми средними специальными и высшими учебными заведениями, в частности с Морским техническим университетом. Стараемся привлечь молодежь. Берем на практику через отдел кадров. Курируют практикантов наши сотрудники.
– Каково сегодня соотношение импортного и отечественного оборудования на предприятии?
– Мы готовы к импортозамещению, но пока на 60–70% у нас иностранное оборудование. К сожалению, это так. Поскольку все варианты импортозамещения, которые мы рассматриваем, на сегодня – дороже своих иностранных аналогов. В таком случае необходимо субсидировать использование отечественного оборудования.
– За какие воплощенные проекты испытываете особую гордость?
– Пожалуй, за спасательные суда проекта MPSV07. Это не только хорошо спроектированные и построенные суда, но их достаточно интенсивно эксплуатируют. Практически во всех новостях, связанных с арктической разработкой, обслуживанием платформ, фигурируют построенные нами суда.
– Завод принимал участие в первой в России международной специализированной выставке по судостроению для шельфа и по развитию инфраструктуры морской добычи нефти и газа Offshore Marintec Russia. Каковы результаты? Появились ли новые перспективы для развития предприятия?
– Нам было бы интересно поучаствовать в проектах, связанных с производством и использованием сжиженного природного газа – будь то строительство вспомогательных судов или изготовление металлоконструкций, модулей для этих проектов. Это интересное и перспективное направление. Мы бы с удовольствием приняли в этом участие, если бы проявилась заинтересованность со стороны заказчиков.
Как я уже говорил, также в этом году мы участвовали во II Международном рыбопромышленном форуме и выставке. Разработка этого направления продолжается. Мы ведем переговоры с потенциальными заказчиками.
Можно уверенно сказать, что в новый юбилейный период завод входит в отличном рабочем темпе, с хорошим заделом и перспективными планами.
От судоремонта к судостроению
4 ноября 1913 года в Шлиссельбурге приказом Министерства путей сообщения открыли судоремонтные мастерские. Их появлению способствовало удобное расположение на морском речном пути. Узаконили существование мастерских 6 ноября, когда вышло «Положение об организации, производстве работ и отчетности казенных ремонтных мастерских для судового и землечерпательного каравана Петербургского округа Министерства путей сообщения».
Эта дата считается датой основания Невского судостроительно-судоремонтного завода.
Собственно судостроением на заводе начали заниматься в 1952 году, когда в Северо-Западном речном пароходстве было принято решение о строительстве судов на собственной материально-технической базе.
В 70-х – начале 80-х годах завод развивался интенсивно во многом благодаря его директору Е.П. Яшину. Была проведена реконструкция почти всех цехов, закуплено современное оборудование, освоены многие виды продукции машиностроения, началось строительство новой серии судов типа «Невский» и буксиров-толкачей проекта Р-153.
Выход завода на современные мощности начался в 2000 годах, когда была проведена серьезная модернизация производства. В 2009 году было приобретено новое оборудование по изготовлению плоских секций, сварке и резке, а также другое сложное оборудование, которое позволяло брать на себя сложные заказы. За это время завод построил несколько серий судов: сухогрузы проекта RSD49 (10 штук), 4 спасательных судна проекта MPSV07, и 3 вертолетные площадки (одна из них была сдана в 2008 году).
На сегодня предприятие загружено практически на 100%.
Татьяна Павленкова
Фото из архива Невского судостроительно-судоремонтного завода