6 ноября Невский судостроительно-судоремонтный завод отметил свое 105-летие. О том, каких успехов достигло одно из ведущих предприятий судостроительной отрасли, мы рассказали ранее. А сегодня речь пойдет о самой главной ценности любого предприятия – специалистах. На Невском заводе действительно есть свой «золотой запас».
Сафонов Александр Николаевич, начальник сдаточного участка
– Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию?
– Я родился в Петрокрепости и после 9 класса поступил в Ленинградское арктическое морское училище на специальность «судовой механик», а через год перевелся в Колледж инновационных технологий специалистов флота по тому же направлению. После выпуска я какое-то время ходил в море, а потом решил работать на заводе.
Можно сказать, что интерес к судостроению появился от отца. Он в свое время учился в аналогичном учебном заведении, только в Рыбинске, по профессии «электромеханик». Я слушал его рассказы, вникал, стало интересно, вот и решил попробовать. О своем выборе абсолютно не жалею. Это большая удача, когда выбранная профессия интересна и приносит радость.
Кстати, отец на Невском заводе работал с 1975 года и с мамой моей познакомился здесь же. Моя супруга тоже работает на заводе, хотя и познакомились мы за его пределами.
– С чего начинали и сколько проектов на сегодня в Вашем послужном списке?
– Пришел на завод мотористом на сдаточный участок, занимался пуско-наладочными работами на судне «Спасатель Карев». Через год меня перевели на должность инженера-технолога. Тогда на заводе строилось сразу несколько головных судов, и возникла необходимость прямой связи производства с конструкторским отделом, чем я, собственно, и занимался: проработкой проблемных вопросов, реализацией решений, не отступая от допустимых норм и правил Российского морского регистра судоходства. А еще через три-четыре года меня назначили начальником сдаточного участка, на который пришел когда-то мотористом.
Надо сказать, что во многом сдача судов представителям РМРС и заказчику зависит от опыта сдаточной команды, и я определенно горд работать с такими специалистами. На сегодня совместно мы сдали уже шесть сухогрузов, вертолетную площадку, танкер «Академик Пашин» и аварийно-спасательное судно «Спасатель Демидов». В настоящий момент занимаемся пуско-наладочными работами сухогруза проекта RSD59 «POLA ANATOLIA».
– Какие проекты для Вас наиболее памятны?
– Одинаковых судов не бывает. Даже если они одного и того же проекта, у каждого есть свои отличия – от расположения трубопроводов до калибровки всевозможных узлов и агрегатов, которые должны работать в автоматическом режиме.
Мне запомнились, пожалуй, самые сложные в моей практике заказы проекта MPSV07 – многофункциональные спасательные суда. Они оснащены большим количеством автоматики и, в принципе, могут самостоятельно заходить в очаги пожара, собирать разливы нефти, выполнять другие сложные задачи. Уже к четвёртому заказу были отработаны схемы испытаний того оборудования, которое ранее на заводе вообще никогда не испытывалось. И осознавать, что ты внес свой вклад в этот интереснейший проект, дорогого стоит.
Лазарев Александр Викторович, сборщик корпусов металлических судов
Александр Лазарев начал строить суда после армии, правда, начинал в «Северной верфи». Несколько лет после этого работал на птицефабрике «Синявинская», но в 2013 году вернулся в судостроение и пришел на Невский завод. Здесь он работает уже пять лет. Часто курирует практикантов.
– Невский завод активно работает с молодежью, привлекая будущих судостроителей на практику. Как проходит процесс обучения?
– Практически все практиканты проходят через меня. Так уж получилось, что я могу не только разбираться в профессии, но еще и обучать других. Конечно, им первые шаги на производстве даются не всегда просто. Теория и практика – разные вещи.
– О каких плюсах своей специальности Вы рассказываете молодым ребятам?
– Я часто повторяю, что корабль – это замкнутый мир, в котором присутствуют все системы жизнеобеспечения. Когда ходишь по строящемуся судну, видишь, какие вещи и как делают. Можешь многому научиться, что потом поможет в быту. Это что касается судостроения в общем.
А если говорить именно о сборке судов, то нужно быть очень внимательным, думать, смотреть, как играет металл. Бывает, что на одинаковый объем работы требуются разные сроки. Иногда все идет хорошо, а иногда металл «сопротивляется». Думаешь, как это преодолеть, ищешь решения. Это интересно.
– Судостроение – одна из тех отраслей, где можно увидеть плод своих трудов. Является ли этот фактор плюсом за то, чтобы прийти сюда работать?
– Да, это тоже плюс, конечно. Я лично начал испытывать гордость, когда за плечами был уже не один десяток судов. Конечно, когда в военно-морском параде участвовал фрегат «Адмирал Горшков», было волнительно, я участвовал когда-то в его сборке еще на «Северной верфи». Моя семья присутствовала при спуске корабля на воду. Сыну сказал: «Смотри, а я этот корабль строил».
Ярикова Екатерина Михайловна, кладовщик
Екатерина Михайловна – человек удивительной скромности, рассказывая о своем трудовом пути, замечает, что у нее все как у всех. Между тем 12 ноября она отметила «золотой» юбилей своего трудового стажа на Невском заводе. Здесь же до выхода на пенсию работал ее супруг, успели «отметиться» и оба сына, они даже играли за заводскую футбольную команду. Общий трудовой стаж их семьи верно приближается к 90-летней отметке.
– Родилась я в Украине, а в 1968 году переехала в Петрокрепость. На Невский завод пришла работать машинисткой в административно-хозяйственный отдел, потом была назначена заведующей канцелярии, а с 2002 года я кладовщик корпусно-сборочного цеха. Когда устраивалась на работу, думала, что это временно. И вот уже почти 50 лет здесь. Выросли дети, родились и растут трое внуков. Сама сменила несколько профессий, не меняя место работы. И всегда было интересно! Вся жизнь связана с заводом. Конечно, за эти годы многое изменилось, но неизменными остаются теплые отношения в коллективе.
Инф. и фото
Татьяны Павленковой