Бывший глава администрации Шлиссельбурга Хоменко просит полмиллиона за четыре месяца, что сидит без работы. Такие деньги ему положены по уставу поселения, принятому при нём же. Депутаты в ответ говорят про слуховой аппарат парнокопытного.
После ноябрьских праздников в администрации Шлиссельбурга получили письмо от 62-летнего экс-главы администрации Николая Хоменко с просьбой заплатить ему деньги. Послания от него приходят в начале каждого месяца с тех пор, как в июле он перестал занимать свой пост после провальных для «Единой России» выборов. Текст писем почти идентичен.
«В соответствии с пунктом 4 статьи 46 Устава муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, в связи с истечением срока моих полномочий главы администрации МО Город Шлиссельбург 2 июля 2018 года прошу выплатить установленное на дату окончания срока полномочий денежное содержание», - пишет Хоменко, указывая в конце период сообразно дате написания: с 3 июля по 2 августа; с 3 августа по 2 сентября; с 3 сентября по 2 октября.
Статья №46 Устава Шлиссельбургского городского поселения, на которую ссылается бывший чиновник, называется «Прекращение полномочий главы администрации муниципального образования», а пункт четвёртый звучит так: «По окончании срока полномочий главе администрации муниципального образования сохраняется выплата установленного на дату окончания срока полномочий денежного содержания на период трудоустройства, но не более четырех месяцев после освобождения от должности муниципальной службы».
По данным 47news, среднемесячная зарплата Николая Хоменко на момент прекращения его полномочий равнялась 120 тысячам рублей. Сам оклад во время заключения с ним контракта в конце 2014 года составлял 17 тысяч 569 рублей и ежегодно индексировался с учётом инфляции. Остальная часть – надбавки за классный чин, выслугу лет и особые условия труда, например, ненормированный рабочий день. Исходя из среднего значения, Хоменко сегодня претендует на 480 тысяч рублей за те четыре месяца, что вынужден сидеть дома, а не за столом в кабинете администрации. Для справки, последняя версия Устава Шлиссельбурга была принята в 2017 году, а сам Хоменко на должности главы администрации с 2009 года.
Согласно декларации за 2016 год, Хоменко заработал почти полтора миллиона рублей. Его супруга – около шестисот тысяч. В собственности у чиновника были два земельных участка площадью 1452 и 608 квадратных метров. У жены – ещё один, площадью полторы тысячи квадратов. Из жилья супруги делили квартиру площадью 72 метра, а единолично Хоменко принадлежал дом площадью 40 метров.
Отметим, что такие же гарантии предоставляются главе администрации Кировского района. С поселениями не всё так однозначно – строчки о вознаграждении нашлись в уставах Отрадного, Синявино, Мги и Назии. В последнем случае гарантированы выплаты не на четыре, а на три месяца. Что касается Ленинградской области в целом, то подобная норма обнаружилась только в уставе Лодейнопольского района. Ещё в уставе Сосновоборского городского округа есть упоминание о том, что «дополнительные социальные гарантии главе администрации городского округа могут быть установлены правовыми актами представительного органа». Но отсутствие «золотого парашюта» в уставе поселения или района не означает, что его нет. «Вознаграждение экс-чиновнику может быть заложено в трудовом контракте», – отметил один из них в разговоре с 47news.
Так или иначе, но совет депутатов Шлиссельбурга 18 октября исключил пункт о выплатах. А из администрации в сторону Хоменко ушло письмо о том, что по законодательству назначить денежное содержание ему не представляется возможным. В своей аргументации чиновники ссылаются на 131 федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 172 Трудового кодекса о гарантиях работникам, избранным на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления, и толкование этой статьи Верховным судом, смысл которого в том, что гарантии предоставляются только на время исполнения полномочий. Ссылаются в администрации также на федеральный закон 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и тоже не находят в нём подтверждения правомочности дополнительных выплат.
Художественным обрамлением отказа стало упоминание о том, что меры соцподдержки гарантированы пенсионерам, участникам войн, инвалидам, а также тем, кто особо отличился перед Отечеством – Героям Советского Союза, Героям России и Героям социалистического труда. Автор письма, нынешний руководитель администрации Шлиссельбурга как бы намекает, что сам факт назначения на эту должность к вышеперечисленным категориям чиновника относить не может.
Отметим, что трудовым законодательством предусмотрены выплаты компенсации и среднемесячной зарплаты на период трудоустройства в том случае, если расставание работодателя и работника происходит по соглашению сторон. 47news, например, писал, как уволенному в 2016 году председателю комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти Константину Полнову была определена среднемесячная зарплата в течение года или до тех пор, пока он не найдёт новую работу.
В случае с Хоменко есть ещё одна юридическая коллизия. Контракт с ним был заключён на срок полномочий совета депутатов. Но совет распустился 28 марта нынешнего года, а Хоменко находился в должности до 2 июля. Таким образом, неясно, на основании чего он исполнял свои обязанности. Здесь отметим, что ключевым фактором при применении пункта о выплатах является то, что полномочия именно истекли. «Если чиновник уходит по собственному желанию, ну захотелось ему просто, то на деньги он рассчитывать не может», – отметили в администрации района.
47 news позвонил нескольким главам администраций районов Ленобласти и услышал мнение о гарантированных выплатах чиновникам. Появилось ощущение, что они сговорились.
По словам главы администрации Всеволожского района Андрея Низовского, он никогда не задумывался о подобном.
– Я даже не знаю, есть у нас такой пункт или нет. Но в любом случае считаю, что это перебор. С какой стати-то платить? Я понимаю ещё, если против воли уволили, но когда по истечению срока, то точно лишнее, – уверен Низовский.
Глава администрации Волховского района Александр Белицкий тоже против.
– У нас такого нет. А даже если бы было, я бы не воспользовался. Это, считаю, ненормально, – с эмоцией прокомментировал чиновник.
Глава администрации Бокситогорского района Сергей Мухин солидарен с коллегами.
– Да ну что вы такое говорите. Это глупость какая-то. Закончился срок полномочий – и до свидания. Так можно и на год прописать, если совесть позволит. Пока я глава администрации, такого не было и не будет. Это просто некрасиво, – считает Мухин.
Руководитель Сланцевского района Марина Чистова тоже против.
– Отношение у меня к подобным вещам крайне отрицательное. Ответственности у нас много, согласна. В том числе и уголовной. Но у врачей, например, не меньше. Все знали, куда шли, поэтому каких-то особых преференций быть не должно, – отметила чиновница.
В противоходе высказался глава администрации Кировского района Андрей Витько. По его мнению, законодательство позволяет поддерживать бывших работников.
– Такой парашют даёт возможность сгладить временной фактор при поисках новой работы. У всех же семьи, дети. Многие, например, на должность главы уходят с хороших мест, потому что попросили. А когда лишаются работы, нужны силы, чтобы встать на ноги, – считает Витько, добавляя: – В то же время, понятно, что постановление депутатов Шлиссельбурга об исключении этого пункта из Устава обратной силы не имеет и касается уже нового главы администрации.
Нынешнего главу Шлиссельбургского поселения Владимира Номерова последнее утверждение не смущает.
– Как говорит Владимир Путин, от мёртвого осла уши он получит. Я считаю, и депутаты меня поддерживают – прав на эти деньги у Хоменко нет. Это вообще ненормально, когда человек уже не работает, а ему платят на прежнем месте. Будем судиться, – заявил Номеров в разговоре с 47news, добавив, что администрация Хоменко оставила после себя массу нерешённых коммунальных проблем и долги более полусотни миллионов.
С Николаем Хоменко на момент подготовки материала связаться не удалось. Кстати, у него пятеро внуков. Теперь на них есть время.
Виктор Смирнов,
47news