Борьба между управляющими компаниями ООО «УК» и ООО «ЖУК», начавшаяся в 2010 году, не имела ничего общего с рыночной конкуренцией и походила больше на рейдерский захват управляющей структуры и установления монопольного положения с целью получения всех коммунальных платежей. Все решения собственников жилых помещений, принявших решения на общих собраниях о выборе «старой управляющей компании» (ООО «УК») оспаривались в судах, причём судебные процессы длились по 6-8 месяцев. В результате «коммунальной войны» накопился негатив: появились двойные квитанции, оставлялись необоснованные огромные долги плательщикам коммунальных услуг, угрозы их судебных взысканий. Последовали обыски в офисе ООО «УК» и возбуждение уголовных дел в отношение «старой компании», за получение ею коммунальных платежей от собственников, состоящих в договорных отношениях с этой компанией. Естественно, все эти меры подорвали работоспособность ООО «УК» и вместе с тем предельно ухудшили обслуживание городских домов. Возникла необходимость срочного реформирования системы управления коммунальным хозяйством.
Разделяя мнение многих жителей Шлиссельбурга, мы предлагаем передать управление многоквартирными домами непосредственно городской администрации. Для этого нужно создать муниципальное коммунально-эксплуатационное предприятие – муниципальную управляющую компанию, совмещающую функции управления многоквартирными домами, эксплуатацию инженерных сетей и благоустройство городской территории.
Преимущества муниципальной управляющей компании (МУК) очевидны:
- В отличии от коммерческой частной управляющей компании унитарное предприятие использует полученную прибыль на развитие и повышение качества обслуживания, а в коммерческой организации прибыль получает и скрывает собственник – учредитель. То есть часть наших коммунальных сборов уходит в карман хозяина управляющей компании на вполне законных основаниях.
- Деятельность муниципальной компании осуществляется под контролем городской администрации. Если в условиях работы частника администрация города получает нарекания от жителей за её плохую работу, то юридически повлиять на ситуацию не может, то в отношение МУК – вправе применить распорядительные меры.
- В МУК на законных основаниях могут направляться средства областного и местного бюджетов, на развитие коммунального хозяйства и благоустройства территорий в виде дотаций и целевого финансирования.
- Повышается статус предприятия, а также его руководства, которое действует не от частного лица, а от городской власти, что особенно важно для отношений с жителями города.
- Повышается стабильность, финансовая надёжность предприятия за счёт материальной ответственности администрации города перед предприятием.
- Появляется возможность открытия специального счёта капитального ремонта домов для МУК, что возможно только после принятия соответствующего решения на общих собраниях жителей многоквартирных домов. Организация общих собраний для МУК не представит затруднений. Платежи за капремонт будут использоваться для ремонта конкретных домов, обслуживаемых МУК, а не уходить неведомо куда.
Можно и дальше перечислять преимущества муниципальной управляющей компании (МУК) – они очевидны, ведь чем ближе к власти, тем больше порядка.
Поэтому сегодня в городах России создают МУКи для наведения порядка. В Красноярске, Волгограде, Владивостоке, Новокузнецке, Ярославле, Туле, Перми, Нижнем Тагиле, Владимире и городах Ленинградской области, таком как Кириши.
Для создания МУК недостаточно учредить предприятие: в соответствии с Жилищным Кодексом РФ необходимо организовать процедуры общих собраний в многоквартирных домах по выбору МУК в качестве управляющей компании.
Думаю, что к такому предложению жители Шлиссельбурга отнесутся с пониманием, ведь все мы хотим стабильности и улучшения качества нашей жизни.
В. И. Резник