Встрече предшествовала почти детективная история. В музее лежала папка с надписью «для музея Шлиссельбурга», а в ней – рисунки. На них запечатлены четыре сюжета времен Великой Отечественной войны, хорошо знакомые шлиссельбуржцам по книге «Орешек». Это водружение флага на колокольню крепостного храма, отправка бойцов-красноармейцев в разведку, прорыв блокады Ленинграда. Имени автора на листах, лежащих сверху, не было. На нижних сотрудники музея рассмотрели подпись Владимира Шевченко. Благодаря Интернету разыскали дочь художника и совместно с Галиной Владимировной организовали выставку работ, фотографий и личных вещей художника.
Владимир Гаврилович родился 12 марта, в 2008 году его не стало, и ежегодно дочь проводит встречи и выставки ко дню рождения отца. В этом году познакомиться с этюдами, офортами, эскизами для офортов, портретами, картинами для диафильмов посчастливилось Шлиссельбургу. Среди работ гости музея увидят последнюю, незаконченную из-за болезни картину, на ней изображена Ладога. Владимир Гаврилович был не только талантливым художником, но и заядлым рыбаком. Излюбленным местом для рыбалки был берег Ладоги со стороны Морозовки. В ожидании клева Владимир Гаврилович рисовал этюды. Ладога баловала его своими переменчивыми и всегда захватывающими пейзажами. Художник переделал портсигар в этюдник – поместил внутрь краски, бумагу, кисточки и емкость для воды. Один из таких этюдников смогут увидеть гости музея, в нем до сих пор сохранилась вода, которую туда налил Владимир Шевченко. После, на основе зарисовок, художник писал большие картины.
На встрече Галина Владимировна рассказала о своем отце, о его работах и творческом пути. Родился Владимир Шевченко в 1922 году в Украине в крестьянской семье. Был очень талантливым ребенком. Рисовал с ранних лет, несмотря на сложности с бумагой и краской. Первые рисунки на обоях, в школьных тетрадях, на бумажных обрезках сохранила мама художника. Вклад в развитие творческих способностей Владимира Гавриловича внес старший брат Иван.
После школы будущий иллюстратор поступил в Луганское художественное училище. В 41-м году ему оставалось лишь защитить диплом, но начавшаяся в июне война не позволила довести дело до конца. Владимиру было 19 лет, на фронт не брали из-за небольшого роста и зрения, молодой человек носил очки, но он туда прорвался. Даже здесь он не оставил своего страстного увлечения и рисовал. Портреты, сатира, карикатуры, плакаты, сатирические военные листки – их созданию он посвящал редкое свободное время. В архиве отца Галина Владимировна нашла книгу «История мирового искусства». Купил ее молодой человек в мае 41-го и с ней прошел всю войну. В книге много заметок, подчеркивания карандашом. После войны Владимир вернулся в училище, блестяще защитился и отправился поступать в ленинградскую Академию художеств.
Учился на одни пятерки. За это получал сталинскую стипендию, на которую не только жил сам, но и помогал семье. Во время учебы познакомился с будущей супругой. Когда время подошло к диплому, встал вопрос, что же представлять к защите. Тогда преподаватель Михаил Таранов порекомендовал молодому человеку нарисовать серию рисунков о животных. Владимир не умел и не любил рисовать животных, стал сопротивляться, на что получил ответ: «Иди и рисуй. Не умеешь – учись». Отрабатывал навыки в Ленинградском зоопарке. Героями его дипломной работы стала слоны Сюн и Кунг, подаренные Хо Ши Мином детям Ленинграда. В рисунках Владимир Шевченко рассказал о судьбе животных и их путешествии до зоопарка. За этот труд художник получил диплом с отличием и был принят кандидатом в члены Союза художников СССР. Владимир нарисовал историю про жизнь слонов, но текста к ней не было. Тогда Таранов предложил обратиться к Виталию Бианке. В итоге родилась замечательная книга. И сложилась долгая дружба между писателем и художником, которую они пронесли сквозь свою жизнь. Позже про слонов сняли диафильм.
Владимиру Шевченко нравилось рисовать море, корабли, неудивительно, что среди его работ были иллюстрации к книге о Гулливере. Еще одна любимая и хорошо знакомая тема – война. Она занимала в творчестве художника-фронтовика особую роль. Он не показывал ужаса войны, ее кровавость и жестокость. Он делал ее патриотичной и героической. В своих работах Владимир Гаврилович обращался к следующему поколению, он с ним разговаривал.
В завершение встречи в шлиссельбургском музее гости посмотрели диафильмы «Сюн и Кунг» и «Бородино», сфотографировались на память. Диафильмы – часть детства старшего поколения, если и вы хотите посмотреть работы, которые иллюстрировал Владимир Шевченко, их можно найти на сайте diafilmy.su. Коллекция огромная, здесь также есть диафильмы других авторов.
Оксана ЧЕРНИКОВА
Фото автора, рисунок Владимира ШЕВЧЕНКО