– Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Почему Вы выбрали работу в библиотеке?
– Любовь к книгам у меня с детства. Досталась она мне от папы, который читал постоянно и всегда был с книгой в руках. Когда я училась в первом классе, нас с одноклассниками впервые повели в детскую библиотеку, чтобы заклеивать порванные книги. Мне настолько понравилась царящая там атмосфера, книги и теплое отношение библиотекаря, что проблем с выбором будущей профессии у меня не возникло. Я, конечно, мечтала в детстве стать продавцом конфет и мороженного, но свою истинную мечту работать в библиотеке я пронесла через всю жизнь.
– Марина Юрьевна, расскажите о своем профессиональном опыте, и как Вас привела судьба в Шлиссельбургскую библиотеку?
– Родилась я в Шлиссельбурге, но когда мне был всего годик, отец увез нашу семью на север за Полярный круг, в поселок Тикси Булунского района, тогда еще Якутской АССР. Спустя несколько лет я вернулась в родной город и сразу после школы поступила в Ленинградский библиотечный техникум. Также училась в историко-архивном институте. Отработала по распределению 10 лет в Булунской ЦРБ, поселка Тикси. В 90-ые годы жила в Калиниграде, работала продавцом книг. В конце 2001 года я вернулась в Шлиссельбург. 10 лет работала поваром в НЛРВПиС на брандвахте. В январе 2019 года меня пригласили в шлиссельбургскую библиотеку.
– Что Вы читали в детстве? Были любимые авторы, произведения? И что читаете сейчас?
– Я люблю разные книги, просто потому что очень люблю читать. Когда я училась в 5 классе, мне разрешали брать книги в нашей школьной библиотеке, из специального шкафчика для учителей. Я читала произведения Майн Рида, Ги де Мопассана, Эмиля Золя, прочитала всего Александра Дюма, читала всемирную литературу. Во время учебы в школе писала много стихов, одно стихотворение даже опубликовали в журнале «Юность», писала статьи в газету, а мои сочинения отправляли на республиканский конкурс.
Сейчас перечитываю роман Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Очень нравится эта книга. Недавно перечитывала «Как закалялась сталь» Николая Островского. В планах перечитать «Альтиста Данилова». Из современного я читаю Стивена Кинга и Дина Кунца. Да, иногда бывает и такое настроение. Читаю много специализированной литературы. Моя мечта - собрать полное сочинение братьев Стругацких. Сейчас коллекция пополняется.
– Многие думают, что обязанности библиотекаря заключаются в том, чтобы выдавать книги читателям и принимать их обратно. Что еще должен знать и уметь библиотекарь? Как проходит ваш рабочий день, за решением каких проблем и задач?
– Обязанности библиотекаря разнообразные. Он должен ориентироваться в литературе, в прессе в текущем моменте, чтобы помимо тех книг, за которыми приходит читатель, предложить ему что-то новое, другое. Поскольку разговор с читателем – это необходимая форма работы, то становится важным умение заговорить с человеком, заинтересовать его. Помимо выдачи книг есть много и другой внутренней работы. Это проверка фонда, обработка и расстановка книг, чтобы посетители библиотеки сразу могли найти на полках то, что им необходимо. В залах с читателями профессионально и грамотно общаются наши библиотекари. Они всегда стоят на передовой, и посетители могут к ним обращаться по любому вопросу. Сейчас мы активно проводим инвентаризацию, которая не проводилась почти двадцать лет и очень многие книги не имеют даже номеров и карточек. Все подсчитывается и приводится в порядок. Между прочим, очень многие жители приносят нам свои книги. Если в нашей библиотеке таких нет, то мы их обрабатываем, присваиваем номера, заводим каталожные карточки и принимаем в фонд. А если случается, что одной книги существует несколько экземпляров, то мы их отдаем на коллективный абонемент в организации. Они у нас не пропадают.
– Как много посетителей приходит к Вам в библиотеку, есть ли среди них постоянные?
– Всегда по-разному, но бывают дни, когда приходит очень много людей. В основном в выходные или когда мы устраиваем мероприятия, выставки. В период учебы школьники приходят, чтобы подготовиться к домашним заданиям. А во время каникул ребята приходят почитать любимых авторов и просто пообщаться с друзьями. Бывает, собираются целыми компаниями, садятся каждый со своей книгой в зале, а потом наперебой обсуждают прочитанное. Иногда к нам приходят целыми семьями, родители читают, а малыши рядом рисуют. И конечно, у нас много постоянных посетителей, которые всегда следят и за новинками, берут свои любимые произведения.
– Книги, каких жанров сейчас наиболее популярны среди читателей, молодежи? Что чаще спрашивают в библиотеке — современных авторов или классику? И что бы вы порекомендовали прочитать молодым людям, только-только вступающим на жизненный путь?
– Классику спрашивают в основном школьники, студенты. Кто-то готовится к экзаменам, а кто-то пишет рефераты и курсовые. Но если не брать в расчет учебный процесс, то в целом, мальчики предпочитают фэнтези и фантастику, а девочки берут книги о любви. Все то, что заставляет биться сердца в любом возрасте.
Молодым людям я бы порекомендовала классическую литературу, которая пронизана всей гаммой чувств, мыслей и эмоций. Она дает возможность задуматься о том, как стоит жить, а как нет, что правильно, а что нет и что между этим всем миллионы разных оттенков и причинно-следственных связей. Классика не зря называется классикой, ведь это литература на все времена. Возьмем хотя бы роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова или произведения Александра Сергеевича Пушкина, которые будут популярны спустя и сто и двести лет.
– Что необходимо для повышения интереса детей и молодого поколения к книгам?
– Культуру чтения необходимо прививать еще в детстве, изначально в отчем доме, а потом развивать уже в школе, институте и продолжать это делать всю жизнь безостановочно. Ведь когда ребенок видит родителей с книгой в руках, он и сам начинает тянуться к познанию нового.
Ищет ответы на свои вопросы, погружаясь в новые и непознанные миры на страницах произведений. И ни в коем случае нельзя детей заставлять читать, потому что таким способом можно вызвать только сопротивление с их стороны и попытки отгородиться от книг. Повысить интерес можно только своим примером, личной заинтересованностью.
– Сейчас всё больше людей предпочитают электронную книгу бумажной, как Вы относитесь к этому новшеству и пользуетесь ли им сами?
– Я могу, конечно, воспользоваться электронной книгой в поезде или самолете, но, безусловно, я люблю бумажный вариант литературы. Когда можно почувствовать книгу пальцами, услышать ее запах, ощутить вес. Ведь бумажная книга обладает своей энергетикой, чего нет в ее электронном собрате. И кстати, по последним научным данным именно бумажный вариант литературы развивает в человеке воображение.
– Соцсети сегодня заменили большую часть медиа. Есть ли у библиотеки свои аккаунты? Какая информация в них отображается?
У нас есть своя группа в социальной сети «ВКонтакте» – Шлиссельбургская городская библиотека. Там мы выкладываем все анонсы мероприятий, отчеты по ним, информацию о выставках.
– Вы как-то сами изменили свои представления о профессии за время работы, она вам все так же нравится как в первом классе?
– Да! Я сейчас очень рада! Жизненные обстоятельства не всегда складывались так, как хотелось, когда приходилось работать не по призванию. Ведь необходимо было зарабатывать деньги, поднимать на ноги семью. Но в итоге моя мечта сбылась. Я работаю в библиотеке!
– Ваши пожелания читателям.
– Больше читайте литературы! Именно бумажные книги! Приходите к нам на мероприятия, на выставки, приводите детей! Это развивает душевно, эстетически, нравственно! Читайте книги дома и у нас.
Марина ГЕРМАН
Фото из архива библиотеки