8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, сомкнув вражеское кольцо вокруг Ленинграда и изолировав жителей города от внешнего мира на долгие шестнадцать месяцев. Начался отсчет 900 бесконечно долгих, страшных дней и ночей блокады Ленинграда, потрясшей весь мир своей трагедией. И только в январе 1943 года удалось прорвать это кольцо.
Своими воспоминаниями с журналистом «Невского истока» поделился очевидец тех страшных событий Владимир Иванович Сахаров, который родился в Шлиссельбурге 4 февраля 1932 года.
Владимир был третьим ребенком в семье и когда фашисты взяли его родной город, ему было всего девять лет. До войны Владимир, вместе со своей матерью Ниной Дмитриевной и двумя сестрами двенадцатилетней Ангелиной и одиннадцатилетней Тамарой жили в Шлиссельбурге, по адресу: Староладожский канал, дом 86. Маленький Владимир успел окончить только два класса школы до того, как началась война.
С приближением немцев бомбежки Шлиссельбурга участились. Нина Дмитриевна работала на телефонной станции по сменному графику по 8 часов: утро, вечер, ночь. Владимир с сестрами часто оставались дома одни, потому что мама всю смену обязана была быть на рабочем месте, осуществляя связь между городами и учреждениями. Пропуск на работу у Нины Дмитриевны был до 15 октября, после чего она со своими детьми должна была эвакуироваться, но 7 сентября Шлиссельбург заняли фашисты и замкнули кольцо блокады.
Семья Владимира вместе с другими семьями горожан пытались по каналу уйти на восток, но немцы, выйдя на берег Ладожского озера, вернули всех в город, зажатый между двумя фронтами Красной армии. На западе линия фронта проходила по Неве. В крепости Орешек – на острове в 300 метрах от города – находились бойцы Красной армии. С востока находился Волховский фронт. С севера – Ладожское озеро. С юга дорогу на станцию Мга контролировали советские войска с Невского пятачка. Город, занятый немцами, оказался в кольце, и часто продукты им скидывали с самолетов.
Осенью из фронтового города немцы вывозили жителей через поселок Мга в Германию, но с ухудшением обстановки на юге вывоз прекратился.
Население города из-за обстрелов, бомбежек и голода вымирало. У людей не было запасов питания. Не получая никакого пайка, они практически были брошены на вымирание. К началу 1943 года из десяти тысяч осталось всего 325 жителей.
В феврале 1942 года ночью, в перерыве между обстрелами, Владимира и его семью вместе с другими горожанами немцы вывезли из Шлиссельбурга в обозах. Это делалось оккупантами для отправки людей на работы в Германию. Немцы везли их на запад через Мгу в товарных вагонах. В латышском городе Резекне была пересадка.
Всех истощенных, «дохлых» отсеивали, отправляя в Себеж и оттуда вывозили в близлежащие районы. Семью Сахаровых оставили трудиться в деревне Астахново, Красногородского района. Дети пасли скот, взрослые заготавливали сено и картофель. За это им давали продукты питания. Иногда, когда не было еды, приходилось просить милостыню.
После освобождения Красногородского района и до окончания войны работали в колхозе за трудодни и сельхозпродукты. В конце мая 1945 года Владимир со своей семьей переехал в Опочку. В мае они узнали, что Шлиссельбург почти полностью разрушен, а их дом разобран для настила моста через Неву. По этому мосту была проложена железная дорога для снабжения Ленинграда продуктами.
В сентябре 1945 года, Владимир устроился на электростанцию Опочки учеником электромонтера. Работал во вторую смену с 16 до 24 часов, а утром ходил в школу. В 1952 году окончил 10 классов Опочецкой школы №4.
В 1952 году Владимира призвали в армию, где он служил в 1-ой танковой дивизии в Калининграде. В 1954 демобилизовался старшим лейтенантом, командиром танкового взвода.
После военной службы, он снова устроился на электростанцию. В 1955 году, будучи в командировке по электромонтажным работам в Красногородском районе, познакомился с прекрасной девушкой Шурой. В конце того же года они поженились и переехали на постоянное место жительства в Красногородск, где Владимир сначала стал старшим электриком в коммунальном хозяйстве, а потом в строительной конторе. В 1962 году был принят в райпромкомбинат электриком и наладчиком швейных машин. В 1967 году предприятие было преобразовано в Красногородскую швейную фабрику, на которой он трудился на должностях начальника швейного цеха и главного механика. В 1993 году ушел на заслуженный отдых.
Ветеран Великой Отечественной войны, Владимир Иванович Сахаров, награжден медалями «Ветеран труда», 65 лет «Победы» и памятным знаком «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
В счастливом браке с Александрой Егоровной живут уже больше шестидесяти лет. У них двое взрослых детей, внуки и правнуки, которые согревают их сердца.
В стихах Владимира Ивановича отражено все, что дорого сердцу человека, относящегося к поколению «дети войны».
Военный хлеб
Идет война, мне десять лет.
Бреду с последних сил.
В деревне, в крайний дом
зайдя, я хлеба попросил.
Хозяйка сразу же ушла,
Как будто бы проказа я.
Смотрю, а с прялкой у окна
девчонка синеглазая.
Большие синие глаза,
А на плече лежит коса.
Поняв смущение мое,
– Не уходи, – сказала.
Сейчас я что-нибудь найду,
хоть хлеба в доме мало.
Пошла, проверила в столе,
На табуретку встала
и там, на полке, в уголке
Кусочек разыскала.
Подготовила Марина ГЕРМАН
Фото из личного архива
В.И. Сахарова