Вчера в рамках 72-го заседания областного Заксобрания было принято несколько важных законов.
Начнем по порядку.
Законопроект «О внесении изменений в областной закон «О стратегическом планировании в Ленинградской области», одним из инициаторов которого стал Михаил Коломыцев, был принят сразу в первом и третьем чтениях.
Законопроектом предлагается исключить из областного закона «О стратегическом планировании в Ленинградской области» цели разработки схемы территориального планирования Ленинградской области и цели разработки схемы территориального планирования Ленинградской области и другого субъекта (других субъектов) Российской Федерации, а также документов, на основании которых такие схемы должны разрабатываться. При этом установлено, что указанные схемы разрабатываются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Также законопроектом уточняется наименование бюджетного прогноза, представляемого одновременно с проектом областного закона об областном бюджете Ленинградской области. Этот прогноз будет долгосрочным.
Во втором и третьем чтениях был принят законопроект, регулирующий отдельные вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории региона.
Он разработан с целью предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, сбережения природных ресурсов и регулирования отдельных вопросов в сфере обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области.
Основными положениями закона являются: введение процедуры разрешения на перемещение отходов на территории Ленинградской области; применение QR-кодов, являющихся неотъемлемой частью разрешения; оснащение транспортных средств, перевозящих отходы, техническими устройствами, позволяющими осуществлять фиксацию перемещения транспортного средства. Также в законе говорится о том, что с 1 января 2023 года вводится запрет на захоронение отходов на территории Ленинградской области, если они могут быть утилизированы на объектах утилизации отходов Ленинградской области;
Кроме того, вносятся изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», в соответствии с которыми предусматривается административная ответственность за транспортирование отходов без разрешения на их перемещение либо с нарушением условий перемещения. К нарушителю будут применены штрафные санкции: для граждан - от 50 до 100 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от 500 до 900 тысяч рублей, для юридических лиц - от 1 до 1,5 миллионов рублей.
Введение высоких штрафов обусловлено тем, что установленные в настоящее время меры ответственности (в частности, для физических лиц, которые совершают большую часть административных правонарушений) недостаточно эффективны, а несоблюдение требований в области экологического законодательства наносит непоправимый ущерб экологии и угрожает здоровью людей.
Также вносятся изменения в особенности рекультивации земель на территории Ленинградской области: рекультивация земель на территории региона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; использование техногенного грунта при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель допускается при условии соблюдения установленных законодательством запретов на использование отходов производства и потребления и захоронение токсичных вскрышных пород для рекультивации земель, а также на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров; в случае включения в состав техногенного грунта продуктов, полученных в результате утилизации отходов, его использование при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации на технологию получения техногрунта и (или) на проект технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Областными депутатами также в первом и третьем чтениях было поддержано внесение изменений в областной закон «Об отдельных вопросах проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Ленинградской области». Смысл в том, чтобы привести его в соответствие с федеральным законодательством в сфере проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов (НПА), а именно: исключить необходимость проведения ОРВ для проектов муниципальных нормативных правовых актов, которые разработаны в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций. Теперь органы МСУ смогут своевременно выполнять возложенные на них полномочия и оперативно принимать необходимые меры для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во втором и третьем чтениях депутаты приняли проект областного закона «Об уполномоченном по правам человека Ленинградской области». Документ разработан в соответствии с нововведениями в этой сфере в федеральном законодательстве. Одно из новшеств законопроекта заключается в том, что он ограничивает возрастной ценз для уполномоченного по правам человека: стать им может гражданин, достигший 30-летия, но не старше 65 лет.
Законопроект также предусматривает исполнимые с практической точки зрения цель деятельности Уполномоченного и средства её достижения, устанавливает особый порядок рассмотрения обращений в форме жалоб. Кроме того, расширяется перечень мер по защите и восстановлению прав и свобод человека, принимаемых уполномоченным по результатам рассмотрения жалоб. Уполномоченному предоставлено право обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод человека, нарушенных действиями государственного или муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека.
Еще во втором и третьем чтениях были приняты изменения в областной закон «О транспортном налоге». Законопроект предлагает предоставить с 1 января 2021 года до 31 декабря 2023 года льготу по транспортному налогу налогоплательщикам, на которых зарегистрированы колесные транспортные средства, приводимые в движение исключительно электрическими двигателями.
Действие документа распространяется на автомобили, мотоциклы, мотороллеры и автобусы на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.