Минувшую неделю в сети «Интернет» и среди жителей Кировского района Ленинградской области активно обсуждалась тема установки и демонтажа памятников на Преображенском кладбище в Шлиссельбурге.
В социальных сетях и на новостных порталах информация подавалась однобоко. «Невский Исток» решил выяснить, что же случилось на самом деле и насколько неправомочны были действия администрации Преображенского кладбища г. Шлиссельбурга.
История скандала началась в воскресенье, 2 июля, когда в нескольких группах сети «ВКонтакте» был опубликован пост от жительницы Шлиссельбурга, в котором она писала о том, что только что установленный памятник на могиле ее супруга был демонтирован. Аналогичная ситуация произошла еще с тремя памятниками. Произошедшее вызвало огромный резонанс среди жителей, а события развивались стремительно.
ИП Андреев В.А. в соответствии с соглашением осуществляет свою деятельность на территории Преображенского кладбища г. Шлиссельбурга, дал свои комментарии: «Утром, 02.07.2023 г., при обходе территории Преображенского кладбища были выявлены незаконные установки памятников в количестве 4 штук. Позже было выяснено, что в ночь с 1-е на 2-е июля сотрудники ИП Монашков перелезли через забор, перекинули необходимое оборудование и осуществили установку памятников. Разрешительных документов у них не было».
Отметим, что Постановлением администрации МО Город Шлиссельбург № 235 от 25.04.2023г. был утвержден Порядок выдачи разрешений на установку надмогильных сооружений (далее – Порядок, прим. ред.) и требования к выполнению работ по установке надмогильных сооружений и контролю за их соблюдением (далее – Требования, прим. ред.). В свою очередь, глава администрации МО Город Шлиссельбург Артем Желудов пояснил, что издаваемые правовые акты муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области регулярно направляются на рассмотрение в Кировскую городскую прокуратуру в целях контроля законности правовых актов муниципальных образований: «Постановление № 235 от 25.04.2023 г. также направлялось в прокуратуру. По данному Постановлению протеста от прокуратуры в администрацию МО Город Шлиссельбург не поступало».
Сотрудниками ИП Андреев В.А. были приняты во внимание вышеуказанные утвержденные Требования и не законно (без каких-либо документов) возведенные памятники были демонтированы и помещены на склад хранения на территории Преображенского кладбища.
На следующий день, 03.07.2023 г., одна из владелиц захоронений (С. Усачева) придя на Преображенское кладбище, обратилась к сотруднику ИП Андреев А.В. с вопросами о демонтаже памятников, на что получила подробные разъяснения по данному поводу, после чего она направила жалобу в Совет депутатов МО Город Шлиссельбург.
Встреча народных избранников состоялась 4 июля в здании администрации МО Город Шлиссельбург в ограниченном составе (М. Лашков, В. Номеров, Я. Филимонова, Н. Жаналиев, Т. Меликова), где также присутствовали представители ИП Монашков и ИП Андреев В.А., сотрудники МКУ «Учреждение городского хозяйства и обеспечения» (МКУ «УГХиО», специализированная служба). На данной встрече всем участникам были разъяснены причины и основания проведения демонтажных работ. В результате было принято решение передать С. Усачевой и другим владельцам надмогильные сооружения. Однако они отказались забрать памятники, а С. Усачева написала заявление в ОМВД Кировского района о краже памятника.
5 июля сотрудник Преображенского кладбища на своем личном автомобиле привез памятники со склада хранения к вагончику администрации кладбища. Два человека, не предоставив никаких документов подтверждающих право владения захоронением и право на изделие (памятник), произвели визуальный осмотр и фото- видео- фиксацию памятников. «Данным людям было предложено подписать акт приема-передачи памятников, но подписывать что-либо они отказались», – комментирует сотрудник Преображенского кладбища.
По заявлению С. Усачевой на сотрудника МКУ «УГХиО» было возбуждено уголовного дело, которое Кировская городская прокуратора согласовала день в день. Без каких-либо доследственных мероприятий и проверок со стороны ОМВД Кировского района по заявлению С.Усачевой сотрудник МКУ «УГХиО» на своем рабочем месте был задержан и обвинен по ст. 158.2 УК РФ (кража), до решения об избрании меры пресечения его поместили в СИЗО сроком на 48 часов. Никаких писем о явке в отдел МВД не было, разговоров с участковым до задержания не проводилось.
Позже, около 18:00, на территорию Преображенского кладбища приехали сотрудники полиции, на основании возбужденного уголовного дела изъяли памятники в количестве 4х штук и передали их организации-изготовителю. Личный автомобиль сотрудника администрации кладбища, на котором были привезены памятники для их выдачи владельцам, был также изъят. Повторим: никаких доследственных мероприятий, опросов свидетелей и тд. произведено не было. Местонахождение памятников не скрывалось, т.е. о краже речи идти не могло.
В четверг начальник МКУ «УГХиО» А.Старовойтов был вызван в Кировскую городскую прокуратуру Ленинградской области, где он провел весь день, давая объяснения по сложившейся ситуации. В этом же здании его допросил следователь следственного отдела МВД Кировского района. После чего изъяли мобильный телефон. «Забрали телефон на неопределенный срок. Из-за чего вся работа учреждения встала. Ведь на данный момент я согласовываю сметы, счета, проекты к юбилею города. Возникла прямая угроза срыва праздника», – комментирует А.Старовойтов. Вечером того же дня сотрудники ОБЭПа приехали с обыском в здание администрации МО Город Шлиссельбург, с фразой: «Никто не выходит и не входит». На вопрос сотрудников администрации «В чем причина удержания людей в помещении?», сотрудники полиции лишь показали Постановление об обыске с экрана мобильного телефона. Т.е. «физического» документа предоставлено не было. В подтверждение этому является наличие видеозаписи с камер наблюдения, находящихся в здании администрации МО Город Шлиссельбург. Таким образом, полицейскими было нарушено сразу 2 статьи Уголовного Кодекса России: «Превышение должностных полномочий» (ч. 3 ст. 286 УК РФ) и «Незаконное лишение свободы» (ст. 127 УК РФ). Не попав в здание, обыск перенесли на утро следующего дня.
В 9 утра 7 июля сотрудники коммерческой организации ИП Монашков в присутствии сотрудника Кировской городской прокуратуры Ленинградской области в нарушение указанного выше утвержденного Порядка и Требований произвели установку изъятых полицией памятников. Со слов работников Преображенского кладбища какие-либо разрешения на установку надмогильных сооружений отсутствовали, с заявлением на проведение работ в соответствии с Порядком никто не обращался.
Как выяснилось, ИП Андреев В.А. ранее уже направлял в прокуратуру несколько жалоб по аналогичным случаям (не законная установка памятников). «На данные жалобы мы получали лишь формальные отписки, без какого-либо мотивированного ответа», – поясняет сотрудник ИП Андреев В.А.
В это же время (в пятницу) в здание администрации МО Город Шлиссельбург вновь приехали сотрудники ОБЭПа и начали проводить обыск в администрации МО Город Шлиссельбург и в помещениях МКУ «УГХиО». При этом понятые при проводимых обысках отсутствовали. На возражения сотрудников администрации МО Город Шлиссельбург о не допущении таких действий, сотрудники полиции предложили стать понятыми другим сотрудникам администрации, а, как мы понимаем, это заинтересованные лица, что не допустимо при проведении подобных мероприятий.
В ходе обыска был изъят ряд документов, в Протоколе обыска было зафиксировано, что обыск проводился с нарушениями.
Уважаемые читатели, возникают вопросы: а когда вы, столкнувшись с какими-либо противоправными действиями и обратившись в местную полицию, быстро ли они реагировали на ваши заявления? Можно ли истолковать действия сотрудников полиции следующим образом, что при обвинении в краже, например, соседа его также быстро без каких-либо доказательств и без проведения доследственных мероприятий поместят на двое суток в СИЗО? И т.к. С. Усачева заведомо знала, что памятники не похищены, а находятся на хранении у администрации Преображенского кладбища, она намеренно (или под чьим-то давлением?) своим заявлением оговорила человека и обвинила его в имущественном преступлении?
Обращаем ваше внимание, что заказать изготовление памятника и его установку вы можете как в любой организации, осуществляющей данную деятельность, так и своими силами. Перед установкой надмогильных сооружений необходимо предоставить в администрацию Преображенского кладбища разрешительные документы согласно Порядку и Требованиям Постановления администрации МО Город Шлиссельбург № 235 от 25.04.2023 г.
Инф. «НИ»
Фото из архива пресс-службы администрации МО Город Шлиссельбург